Вторник, 30 апреля 2024

Василий Дубовский

«Омск» ждёт помощи от Новгорода

«Омск» («Усердный»)

Фото: из личного архива Алексея Иванова

На дне Волхова лежит пароход, погибший в августе 1941 года

Дайверы клуба «Аквилон» обнаружили небольшой пароход в районе Селищ на 15-метровой глубине еще в начале 2000 годов. Айвар Степанов, председатель клуба и Новгородской областной федерации подводной деятельности, наш главный спец подводного поиска, лично поднял клапан и гудок — они хранятся в музее Клуба юных моряков.

Клапан и паровой гудок, поднятые с затонувшего парохода в начале 2000 годов

Исследователи погрузились в другие темы, корабль остался, где лежал, но в прошлом году они его некоторым образом еще раз нашли.

— Мы проверяли фарватер, надеясь найти останки древних судов, — рассказывает заместитель председателя федерации подводной деятельности Алексей ИВАНОВ. — И одновременно велись работы по поиску техники, утраченной в годы Великой Отечественной войны. Был обследован значительный участок Волхова — от северной границы Великого Новгорода до границы Новгородской и Ленинградской областей. Это чуть более ста километров. Выполнялась гидролокация, съемка дна.

К сожалению, древностей экспедиция не увидела. Хотя деревянные суда, частично замытые в грунт, в реке есть. Но в основном это баржи или барки — грузовые несамоходные суда, построенные в XIX веке, в лучшем случае в XVIII, но по-любому это — не древнерусские ладьи или дракары викингов. Вероятно, самое интересное река за столетия упрятала понадежнее.

Но кто сказал, что неинтересен пароход, спущенный на воду еще при царе, причем построенный, как выяснил Алексей Иванов, Новгородской речной пристанью?

Обстоятельства «некоторой неточности»

Проведя работу в архивах, Алексей Михайлович установил, что при эвакуации (новгородские суда перед наступлением немцев направлялись в Новую Ладогу) было потеряно три парохода — «Омск» (до капитального ремонта в 1935 году — «Усердный»), «Кострома» и «Смелый». Последний отпадает: по всем данным, он был затоплен на Мсте, причем сделала это сама команда, опасаясь, что судно достанется врагу. После войны этот буксир был поднят и поставлен на службу народному хозяйству.

Сохранилась объяснительная записка главного бухгалтера Новгородской речной пристани Васильева, который пишет, что пароход «Кострома» погиб по пути следования при бомбежке, а пароход «Омск» «выбросился на берег».

Есть еще докладная «Начальнику военного отдела, Заместителю Народного Комиссара Речного флота СССР т. Рахманину В.И. о потерях самоходного и несамоходного флота с начала военных действий с 22.06.1941 и по 10.09.1941», отправленная управлением Северно-Западного речного пароходства. Этот документ гласит, что «Кострома» затонула от артобстрела с берега. «Омск» — тоже погиб от артобстрела. Правда, докладчики — «Зам. начальника управления Полтавцев и Начальник военного отдела СЗУРП Тимофеев» — оговариваются, что время потери каждого судна и обстоятельства «могут иметь некоторую неточность».

Как полагает Алексей Иванов, скорее всего, суда утопила не артиллерия, а авиация, и на берег никто не выбрасывался.

Но кто же все-таки на дне у Селищ — «Омск» («Усердный») или «Кострома»?

— Не могу утверждать, но есть основания полагать, что там все-таки «Омск», — отвечает Алексей Михайлович. — Мне удалось найти подробнейшее техническое описание этого судна, сделанное при капитальном ремонте. Такой корабль и лежит на дне Волхова: 19,5 метра длиной и 4,5 шириной. Если там все-таки «Кострома», тогда это были пароходы-близнецы.

Техописания «Костромы» у Иванова нет. Известно лишь, опять-таки из докладной Полтавцева и Тимофеева, что мощность судна составляла 155 лошадиных сил. Всего-то. Кстати, у «Омска» было на 5 «лошадок» меньше.

Как мастер описал

Есть старая фотография этого парохода, сделанная, когда он еще был «Усердным». Естественно, трудно сравнивать корабль на плаву с тем, что более 77 лет пролежал на дне. На сонограмме (изображение, полученное посредством отражения звука) отчетливо виден корпус, сохранилось леерное ограждение, а вот вместо рубки — нагромождение материала. Надстройка была в основном из фанеры.

Год постройки буксира «Усердный» — 1915-й. Паровая машина на нем была финская, котел стоял польский. «Made in» Российская империя, в общем.

При постановке судна на капремонт было дано задание: снять капитанский мост, опустить на полметра рубку (для большей устойчивости), перепланировать каюты из расчета на 10 человек команды. Надо сказать, что пароходу требовалось место также для хранения топлива (дров) — полный запас на 32 часа хода составлял 16 кубических метров.

Реконструкция (ее автор — Сергей Луций), которую вы видите на фото, выполнена в соответствии с описанием судна после капремонта.

— В нашем «компьютерном доке» даже покрасили пароход, как по ГОСТу. Именно таким судно было в 1935 году, — уверяет Алексей Иванов.

Команда на всплытие

В начале Великой Отечественной войны по рекам Волхов, Шелонь, Ловать, Полисть эвакуировали свыше 20 000 человек, различное имущество и часть музейных ценностей. Было вывезено около 4000 тонн зерна и 15 000 голов скота.

Суда Новгородской речной пристани были эвакуированы в Новую Ладогу и уже там работали на Победу.

Есть и боевая страница в истории речфлота, хотя и краткая. 5 августа 1941 года был сформирован вооруженный отряд ильменских кораблей под командованием капитана III ранга Василия Древницкого. Перед войной Василий Мартынович был слушателем Военной академии. Офицер Северного флота, имел орден Боевого Красного Знамени за финскую кампанию.

Новгородский порт выделил три корабля. На них поставили пулеметы, на одном из судов была пушка. Отряд предназначался для прикрытия транспортных судов с эвакуированными жителями и поддержки сухопутными войсками. В Новгороде базировалось около 30 пароходов. В разы больше речная пристань имела несамоходных судов, по большей части ставших мишенями для вражеской авиации. 118 барж было брошено, их не успели отбуксировать из города, который 19 августа уже был занят немцами. Среди других потерь — несколько газоходов и мотокатеров. Ильменский отряд отступил с последними судами.

В 2020 году Новгородскому речному порту исполнится 100 лет. А ложка, как известно, к обеду дорога. Возможно, близящийся юбилей (а в том же году будет отмечаться и 75-летие Победы) предоставляет шанс пароходу, который пока видели только дайверы. Все-таки раритетное судно и вполне могло бы добавить колорита городу на Волхове. Подъем и восстановление, конечно же, стоят средств. Само собою, это обойдется куда дороже спасения «полуторки», поднятой несколько лет назад из речки Копки. Цифры назывались разные, ясности нет. Соответственно, остается открытым вопрос: кто и когда даст команду на «всплытие»?

Николай ВАРУХИН, капитан-директор КЮМа, почётный гражданин Великого Новгорода:

— Думается, что буксир, который восьмой десяток лет лежит на дне Волхова, вполне можно было бы поднять и восстановить. Не как плавсредство, конечно, а как памятник. И даже нужно это сделать. В Новой Ладоге стоят корабли, спасавшие ленинградцев. Почему нам не поставить свой? Этот буксир в августе 1941 года уходил на Ладогу, возможно, тянул баржу с людьми. И попал под бомбёжку. В своё время я слышал такие рассказы от ветеранов. Это война, история наша. Нередко нами же и забываемая незаслуженно. Много кто знает сейчас, что первыми, кто начал восстанавливать Новгород, были водники? Новгородская речная пристань до войны была крупнейшей организацией. Поэтому сквер Водников, который появится при реконструкции набережной, — это справедливо. И было бы замечательно поставить там этот пароходик. Он служил городу ещё до революции, может послужить и теперь. Таково мнение всего нашего клуба.