Вторник, 05 ноября 2024

Игорь Свинцов

Белорусы всегда остаются белорусами

У Белоруссии, похоже, появилась национальная идея — стать ИТ-государством

Фото: автора

Наши соседи тоже идут своим путём, но их дорога не так петляет

Пресс-туры для российских журналистов по Беларуси — уже устоявшаяся традиция, которая имеет свою 15-летнюю историю. Посещение республики представителями российских СМИ организуют пресс-служба президента РБ, Постоянный Комитет Союзного государства и Национальный пресс-центр. В последней из таких поездок участвовали и «Новгородские ведомости».

Минские тягачи составляют основу парка тяжёлых машин и Российской армии

План пресс-тура может меняться ежегодно, но всегда заканчивается пресс-конференцией главы республики Александра Лукашенко. Любит президент Белоруссии пообщаться с журналистами из российских регионов, сетуя на невнимание к своей стране со стороны федеральных СМИ. В этот раз россияне посещали Витебскую и Минскую области. Естественно, белорусы стараются показать что-то впечатляющее, и, по отзывам постоянных участников тура, а есть и такие, им это всякий раз удается. Если предприятие, то масштабное и, как правило, завязанное на кооперации с Россией. Есть и уникальные производства и компании, которыми белорусы по праву гордятся. Ну а что еще показывать гостям? И тут, конечно, важны личные впечатления почти 100 журналистов из 44 регионов России. Расскажу о своих.

В машиностроении девушки охотно осваивают рабочие специальности

Трясясь в прокуренном вагоне

Поездка по Белоруссии началась с Полоцка. Точнее, с поезда Москва — Витебск. В нашем вагоне журналистами было занято лишь одно купе. Общая наполняемость пассажирами — более половины мест. Поначалу это вызвало удивление, поезд даже не минский, а спрос на билеты неплохой. Все прояснилось еще в российском Смоленске: вагон опустел, границу союзных государств мы пересекали одни. Возникшая было мысль о туристической популярности маршрута испарилась. Хотя, правды ради, и сезон не тот, и Белоруссию россияне больше любят посещать на личном транспорте. Так действительно удобнее, тем более что основная дорожная сеть республики содержится почти в идеальном порядке.

Полотно самотканой истории

Оставив вещи в гостинице, покидаем еще сумеречный Витебск и на туристическом автобусе едем в Полоцк. Небольшой районный город с населением около 200 тысяч человек буквально создан из истории. Он всего на 3 года младше Великого Новгорода (впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом) и по аналогии с нами считается родиной белорусской государственности. Средневековые полоцкие князья были не менее могущественны новгородских, нередко друг с другом их дружины конфликтовали, а история будущего крестителя Руси князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды хорошо известна по Лаврентьевской летописи.

Проезжая по городским улицам, нельзя не обратить внимание, как бережно белорусы сохраняют каждую часть своей многовековой истории. И абсолютно не важно, какого она периода: древнерусского, литовского, польского, имперского или советского. Исторические памятники всех времен органически соседствуют друг с другом, не сносятся, не задвигаются конъюнктурно на второй план, к ним добавляются лишь новые. Они как бы говорят: независимо от государственного устройства белорусы всегда оставались белорусами. И эта сотканная веками, хранимая история земли и народа времен Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, наконец, СССР очень ярка и интересна не только фактологией, но и умением ее беречь и ценить.

Под влиянием католицизма полоцкая София радикально изменила свою архитектуру

Уверен, что уютный, чистый и необычайно интересный Полоцк заслуженно еще станет туристической Меккой. А для новгородца здесь много родных аналогий. Например, Софийский собор начала XI века, один из трех в ряду с новгородским и киевским. К сожалению, его старая архитектура не сохранилась, с XVI века церковная жизнь в Полоцке оказалась в руках польских иезуитов, а в 1710 году собор сильно пострадал от взрыва и был переделан, поэтому в его сегодняшнем виде больше католицизма. Это, конечно, и Спасо-Евфросиниевский монастырь с мощами св. Евфросиньи — княжны Полоцкой, его Спасо-Преображенский храм с фресками XII века, на нижних ярусах испещренными «памятными» записями польских школяров-иезуитов. И, естественно, Полоцкий государственный университет, созданный на базе бывшего политехнического института. Кстати, в его старых учебных корпусах, оставшихся еще от иезуитской академии — первого высшего учебного заведения на территории современной Беларуси, обучаются и студенты из России. Их немало, ведь университет раскинулся на два города — в соседнем молодом Новополоцке готовят специалистов нефтепереработки. Город возник в советское время вместе со стройкой одного из двух белорусских НПЗ.

Нефть — наше общее ВСЁ

Новополоцкий НПЗ — градообразующее предприятие государственного значения

Сегодня Новополоцкий завод носит официальное название «Нафтан». Можно сказать, что это не просто градообразующее предприятие, в некоторой степени два белорусских НПЗ можно назвать и государствообразующими. Это один из основных источников доходов белорусского бюджета, топлива на местных АЗС, и они полностью зависят от нефтяных поставок из России. Цена на нефть — болевая точка внутренних отношений Союзного государства и периодических пикировок между Минском и Москвой. Любые налоговые маневры в этой отрасли со стороны России вызывают недовольство руководства Белоруссии и становятся одной из тем личных переговоров между Лукашенко и Путиным. И тут вполне понятно, почему сюда любят привозить российских журналистов: показать, рассказать, заодно и пожаловаться, что с союзниками иногда надо и помягче. В наш приезд как раз эта тема в очередной раз заострилась, и ее развитие мы наблюдали через пару недель в Москве на личной встрече Александра Григорьевича с Владимиром Владимировичем. Кстати, белорусская нефтепереработка достаточно тесно связана через совместные проекты с российским «Лукойлом». И появление такого состоятельного партнера может иметь не только экономические причины.

Реки из сухого молока

Не всегда простые отношения между нашими экономиками мы наблюдали в ходе пресс-тура не раз. Там же, в Полоцке, ненадолго посетили местный молочный комбинат, выпускающий продукцию под маркой «Софийка» (опять, хоть не такая явная, новгородская параллель). Свежие, вкусные продукты, от молока до сырков и

Древнерусские фрески в автографах польских иезуитов

йогуртов. Но опять нам посетовали, что Россия закрыла для предприятия свой рынок сухого молока. А это более 80% объема продукции комбината. Не хочется и трудно переориентироваться на другие зарубежные рынки. В данном случае Китая и Египта. Но объемы пока не те, предприятие испытывает финансовые трудности и с надеждой смотрит на российских «партнеров». В разговорах с руководителями белорусских предприятий сделал удивительное для себя наблюдение. У них не принято ругать и обвинять Россию, все критические замечания сводятся к недоумению и какой-то легкой грусти: мол, ну что же вы, братья? Возможно, подобная «эмоциональность» — в менталитете самих белорусов: людей работящих и покладистых, в большей степени рассчитывающих на себя.

Колёса обороноспособности

Из Витебска — несколько часов переезда в Минск. Едем на МЗКТ — знаменитый завод колесных тягачей. Чтобы кратко описать предприятие, скажем, что 80% того, что в Российской армии стреляет с колесной базы, производится на этом заводе. В наших частях ПВО, РВСН и других родах войск минские тягачи закрепились еще с советских времен и свои позиции уступать не собираются. Разве что двигатели у белорусской техники для России ярославские. Тут же выполняют и один из арабских заказов. Там минские танковые тягачи предпочли американским — качество устраивает, цена дешевле. На линии они очень разнятся с продукцией для нашей оборонки. Белорусы улыбаются: арабы выставили «иномарочные» требования по комфорту и ремонтопригодности. Там никто не собирается заниматься обслуживанием техники в полевых условиях, а вот кондиционеры обязательны. Поэтому машины сложные, а двигатели ставят все-таки американские.

Но МЗКТ — это не только военные тягачи, параллельно идет разработка и выпуск гражданской продукции. К тому же белорусы обоснованно опасаются снижения нашего оборонного заказа. Поэтому диверсифицируют производство. Так, например, начали выпускать несколько моделей туристических микроавтобусов и маршруток на базе «Ивеко». Как раз на таких мы по большой территории предприятия и передвигались. Машина понравилась. Особенно когда навстречу нам попалась заводская старая «Газель». Конечно, все отметили высокую культуру производства. Чистые, хорошо освещенные цеха, идеальный порядок и дисциплина. Среди рабочих много молодых ребят, нередко в спецовках можно встретить и девушек. Кстати, подтверждение тому, что молодые женщины в Белоруссии активно осваивают рабочие специальности, мы нашли и на другом предприятии — в холдинге «Амкодор» и компании «Салео» (г. Дзержинск Минской области), выпускающих дорожно-строительную, коммунальную и подъёмно-транспортную технику: от грейдеров, погрузчиков и катков до лесозаготовительных машин и сельскохозяйственной техники всех типов и назначений. Там на показательных выступлениях по виртуозному владению техникой за рулем промышленного погрузчика мы увидели совсем молодую девчонку. Много женщин и в цехах предприятия.

Икорка под самогон

В этот же день российские журналисты с удивлением узнали, что в Минской области производят черную осетровую икру и собирают высокоскоростные поезда для многих стран мира. С икрой, конечно, история сугубо индивидуальная — энтузиазм молодого предпринимателя позволил не только создать в Белоруссии крупное осетровое хозяйство «ДГ-Центр», но и добиться такого качества продукта, что он весь уходит на экспорт при цене 1 доллар США за 1 г. Поддерживая старую русскую традицию, что икру не употребляют насухую, наладил производство и зернового крафтового дистиллянта «WHITE SKY» под торговой маркой ADMIRAL HUSSO. И тоже все на экспорт. Самогон по сути, но элитарного происхождения. Все-таки в бизнесе главное — идея и целеустремленность.

«Чижик» у Фонтанки

Швейцарско-белорусский трамвай для Санкт-Петербурга

А вот в минском Фаниполе комфортно расположилось очень интересное предприятие — «Штадлер Минск». Это белорусское подразделение швейцарского холдинга занимается выпуском ультрасовременных трамваев, пригородных, международных и межрегиональных поездов, а также аэроэкспрессов. Их покупают страны Европы, Латинской Америки и СНГ. Кое-что, но в небольшом количестве делается и для России. Несколько узнаваемых зеленых трамваев «Чижик» можно увидеть в Санкт-Петербурге. Директор предприятия Филипп Бруннер пока может только мечтать о российском рынке, справедливо замечая, что понимает действия нашего правительства по защите собственного бизнеса — того же Тверского вагоностроительного завода. А на вопрос, почему швейцарцы выбрали именно Белоруссию, отвечает: «Здесь нам создали идеальные условия для бизнеса и очень хорошие трудовые ресурсы».

Президент помиловал…

Программа пресс-тура заканчивалась большой пресс-конференцией президента РБ Александра Лукашенко. Более чем 4-часовая беседа с российскими журналистами уже подробно описана всеми СМИ, в том числе и на сайте «НВ». Поэтому завершить впечатления о поездке в Белоруссию хочется не ею, а посещением и встречами в минском Парке высоких технологий. Это особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом для развития ИТ-бизнеса. Забегая вперед, скажу, что, похоже, от этой бизнес-зоны начинается и особая новая философия экономики целой страны. Именно на развитие и продажи ИТ-технологий Беларусь собралась делать ставку в своем недалеком будущем.

Несколько примеров. ПВТ сегодня — один из ведущих инновационных ИТ-кластеров в Центральной и Восточной Европе. В его составе — 388 компаний-резидентов и более 30 тысяч специалистов. Широко известно, что успешный проект «World of Tanks» студии «Wargaming.net» — белорусского происхождения. Над ним работали и продолжают работать более 4500 специалистов компании. Но мало кто знает, что популярный Viber — тоже из страны-соседа. Но не в гордости за мировые бренды у белорусов дело. Проекты ПВТ уже приносят стране миллиарды прибыли. А развивается кластер гигантскими темпами. Его потребностям уже сейчас подчинены образовательные программы многих вузов страны. Профессия айтишника считается одной из самых престижных и очень хорошо оплачивается даже по московским меркам. Страна очень хочет свернуть с зависимой от России промышленности в экспортную айтисферу. Для меня лично было удивительно то, как «приземленный», влюбленный в сельское хозяйство Лукашенко смог сделать этот смелый шаг. Об этом и был мой вопрос Александру Григорьевичу на пресс-конференции, и я получил исчерпывающий ответ:

— Это было не сразу, — сказал президент. — 15 лет назад я подписал первый указ по созданию ИT-парка. Шли от жизни. Мне начала поступать в массовом масштабе информация, что собираются какие-то ребята на кухнях, собирают компьютеры, выполняют заказы крупных компаний из-за границы. Я сразу подумал: это ненормально, им надо место создать. Послал помощника изучить зарубежный опыт. И 15 лет назад мы начали создавать этим ребятам рабочие места, привилегии, чтобы они достойно работали. Предоставили беспрецедентные льготы. Один под следствием даже посидел за нарушение налогового законодательства, а сейчас — в числе ведущих специалистов по ИT. Помиловал его, и он нам помогал разрабатывать законы. И попал в точку. Я просто поддержал эту тенденцию. Возможно, в этом будущее, хотя я — человек реального сектора экономики, но вижу, куда движется мир. Это может развивать образование. Раньше наши специалисты создавали запчасти, а сейчас целиком продукт.

* * *

И последнее, пожалуй, самое главное впечатление от пресс-тура. Белоруссия сегодня — самая близкая к России страна. Была, есть и, надеюсь, будет. Не по географии, не по статусу Союзного государства, а по комфорту общения между простыми людьми: белорусы приветливы и отзывчивы, они хотят жить лучше, но не завистливы, они независимы и дружелюбны. Ждем их в гости, и нам тоже следует там бывать.