Пятница, 22 ноября 2024

Олег Воронцов

Я готов вернуться в Россию,

Иван ЛАЙОН

Фото: из архива Ивана Лайона

или Почему рушанину некомфортно жить в США

Знакомьтесь — уроженец города Старая Русса Иван Лайон, сегодня — житель Соединённых Штатов Америки. Ещё молодой парень, но уже с очень интересным жизненным опытом. Он прошёл путь, который у многих — лишь в мечтах. Оправдались ли его собственные ожидания, нашёл ли, что искал? Об этом Лайон эксклюзивно рассказал журналисту «НВ».

— Иван, расскажи немного о себе.

— Родился в Старой Руссе 30 лет назад. Воспитывали меня мама с бабушкой. Отца узнал только в 15 лет. Последние школьные годы много работал на стройках, занимался продажами оборудования, велосипедов. Представляете, даже на собственном выпускном не был. Нелегко было, но как-то люди все помогали, шли навстречу. Школу закончил, поступать куда-то надо, профессию получать, а у меня — ни знаний, ни денег.

— Но учиться ты поехал не куда-нибудь, а в Москву…

— Да, помню, как взял бутылку молока, батон и поехал. В столице я был не первый раз, но она всегда на меня производила большое впечатление. Поступал в Московский военный университет (Военный университет Министерства обороны РФ. — Прим. автора). Предполагаю, что завалил почти все экзамены. Тогда меня вызвали к начальнику отдела кадров, и тот меня спросил: «Сынок, ты хочешь здесь учиться?». Я ответил: «Так точно, товарищ подполковник!». И поступил на факультет психологии. Учился я неплохо, как говорят, был «отличником боевой и политической подготовки».

— Почему не закончил университет и не получил офицерские погоны?

— На втором курсе я получил приглашение от отца, который на то время уже 10 лет проживал в Штатах. При обращении в американское посольство меня задержала милиция, обвинили в измене Родине. Начались проверки, и на фоне происходящего я окончательно принял решение, что я воспользуюсь приглашением отца и поеду в Америку. Начальник университета, конечно, сказал все, что обо мне думает. Но ведь и я в анкетах никогда не скрывал, что у меня отец за границей.

— А почему принял такое кардинальное решение?

— Думал, если сейчас я не поеду, больше такой возможности не будет. Потом 10 лет контракта, и стану невыездным. Поэтому принял решение: ехать сейчас, как бы ни пришлось потом об этом жалеть. Меня отчислили в запас с военным билетом водителя автороты, и я вернулся в родную Старую Руссу. Пока полгода занимался оформлением документов, сбором справок, прививками, подрабатывал охранником в клубах и барах. Потом улетел в Нью-Йорк.

— Ожидания оправдались?

— В Америке — совершенно другая жизнь. Там сразу понимаешь, что нужно забыть все, что знал до этого. Начать жизнь с нуля. Прежний опыт только во вред идет.

— Например?

— Когда я устраивался на работу в пекарню, то принес свое резюме, рекомендации, какие-то университетские документы, но надо мной просто посмеялись: «Ты устраиваешься пекарем, а не профессором или менеджером». В Америке любят, чтобы человек занимался тем делом, на которое он учился, и делал это на протяжении всей жизни. Со мной, например, работали потомственные уборщики. И люди довольны тем, чем занимаются, они счастливы на своем месте. В Америке нет никакой дискриминации или презрения к людям «немодных» или «непрестижных» профессий.

— Все вопросы по работе, жилью ты решал сам?

— У меня была полная уверенность, что я еду к отцу. Мне было 20 лет. И я по-русски надеялся, что, возможно, он мне сможет там чем-то помочь, как-то направить меня. Но, к сожалению, этого не произошло. Пришлось искать русское community (русскую общину). Там помогли. Это были евангелисты пятидесятнической церкви, которую я стал посещать, будучи православным. Люди из этой церкви подсказали, куда нужно обратиться, какие документы оформить. По их совету поступил в колледж, параллельно работая уборщиком, мойщиком, полировщиком.

После двух лет учебы на фармацевта встал вопрос о переходе в университет. Но там обучение стоило 24000 $ за семестр. А у меня даже кредитной истории нет. Стал искать более прибыльную работу и решил заняться траковым бизнесом — грузоперевозками. Работа считалась высокооплачиваемой, не требовала стартового капитала.

— И все-таки как сложились твои отношения с отцом?

— Особо и не общались. Я снимал отдельное жилье, работал. Через полгода он переехал в другой штат — Техас.

— Как шли твои дела в новом бизнесе?

— Я стал прилично зарабатывать, познакомился со своей будущей женой — студенткой по обмену. Стали строить планы. Сначала переехали в Северную, а потом в Южную Каролину. Штат Нью-Йорк — очень дорогой для жизни, в Южной Каролине ниже налоги и дешевле аренда жилья. В 2014 году я купил дом, в 2015-м у меня родилась дочь. Через два года я открыл свою транспортную компанию, прикупил несколько грузовиков, и мы наконец решили переехать туда, где жизнь немного интереснее. Выбор пал на Майами, где и живем уже год.

— Каково быть русским эмигрантом?

— Энтузиазма у меня хватило ненадолго. Сначала еще была какая-то эйфория: все новое, прикольное. Но уже через три месяца я начал замечать отсутствие общения, социальную изоляцию. Это страна индивидуалистов, здесь люди ценят свое личное пространство и никого в него не допускают. Познакомиться с кем-то нереально, и это очень стало напрягать, потому что контраст по сравнению с Россией оказался слишком резким.

— Мысли вернуться обратно не было? Или ты твердо решил — хочу жить в Америке.

— Спустя какое-то время я понял, что там не останусь, все равно рано или поздно вернусь в Россию. Просто с чем возвращаться — со справкой, с военным билетом водителя автороты? Приехать назад и пойти работать снова охранником? Поэтому я решил чего-то добиться в Штатах и вернуться в Россию другим, с иными возможностями. Последние восемь лет жизни в Америке я много работал, и сейчас, в принципе, уже готов к возвращению.

— Что тебе больше всего помогло добиться успеха?

— Семья. Моя жена очень сильно меня поддерживала, всегда помогала. Именно она сыграла главную роль в том, чего я добился. Без нее я, возможно, многого бы не понял, многому не научился. А сейчас с багажом знаний и опыта мы можем жить там, где хотим.

— Ты — гражданин США?

— Да, у всей моей семьи американское гражданство.

— Недавно ты прилетал в Россию, приезжал в Старую Руссу. Каковы твои впечатления?

— Я не был в России семь лет. Очень боялся, как все пройдет. Говорили, что страна изменилась. Все, кто убежал в США, очень плохо относятся к России. Они по каким-то негативным причинам уехали, а у меня таких причин не было, я уезжал по стечению обстоятельств. Поэтому, когда вернулся, просто попал к себе домой. Мне комфортно.

Я считаю, что в целом в России жизнь лучше. Особенно если вы здесь выросли, если есть какие-то знакомства, то жить легче. В Америке вы сами по себе, вы одни, вы оторваны.

Там нет таких, как в России, семейных связей, они разрушены. Если школы берут ответственность за воспитание ваших детей, то дома престарелых берут ответственность за уход за вашими родителями. В итоге вы остаетесь в одиночестве.

Деньги еще могут как-то сгладить это одиночество, могут создать иллюзию безопасности, но благосостояние очень нестабильно. Например, мой отец не раз разорялся, терял дома, да и я имею такой опыт. А без нормальных человеческих отношений всему этому богатству — грош цена. Тут многие разоряются — Рой Джонс, Майк Тайсон в такой же ситуации. Известный инвестор Кевин Лэри — весь в долгах. Только здесь все это тщательно скрывают.

— Что ты сегодня думаешь о своих прожитых годах и будущей жизни?

— Самый главный принцип, который я использую в жизни: никого никогда ни в чем не винить. Ни саму жизнь, ни правительство, ни какие-то внешние обстоятельства. Я — темнокожий, родился в России и сам часто в детстве задавал себе вопросы: «Почему я? Почему здесь? Почему так?». Потом понял, что нет такого вопроса: «Почему?». Просто мир так устроен, такое положение вещей, и нужно делать то, что от тебя зависит. Чем раньше человек это понимает, тем продуктивнее он становится, тем меньше он зацикливается и застревает в обидах, разочарованиях.

У меня тоже были надежды на отца, а у него была своя финансовая заинтересованность в том, чтобы меня вызвать в штаты, и он меня просто кинул. Но я его не виню. Я продолжаю с ним общаться и понимаю, что это — его жизнь, его путь. У меня — свой. Это же касается каких-то государственных или семейных проблем — мы должны настроиться только на себя и на отношение между собой и остальным миром. Не ждите ничего от других и от мира в целом.

P.S. Иван Лайон с охотой согласился стать постоянным автором «Новгородских ведомостей». Естественно, рассказывать он будет о жизни в Америке. О всех значимых или просто интересных фактах. Задать свой персональный вопрос Ивану могут и наши читатели. Пишите на электронную почту редакции или администраторам наших групп в социальных сетях с пометкой «вопрос Ивану Лайону». Мы обязательно спросим его обо всём, что вас интересует.

*Видеоблог Ивана на YouTube"Talk & Roll"

*Официальная страница вконтакте: Иван Lyon