Вторник, 07 мая 2024

Василий Дубовский

Новый день старой веры

В новом храме будет место не только для богослужений. Здесь разместят и учебные классы, и трапезную, и мастерскую...

Фото: автора

Крестцы возрождаются как один из духовных центров старообрядчества

Наверное, сегодня в таком утверждении есть доля преувеличения. Однако на улице Ямской строится большой храм. С ним местная община поморской церкви связывает многие свои надежды. А также одноверцы из других мест нашей области — Старой Руссы, Окуловки, Валдая, Боровичей и самого Великого Новгорода.

Храм был заложен в 2016 году и пошел в рост, кого радуя, кого удивляя. Ведь в поселке уже не одно поколение выросло, не видя когда-то привычных молелен староверов-беспоповцев: последней из них не стало еще до войны.

Между тем Крестцы и округа — издавна места старообрядческие. Начиная с XVII века, когда русское православие вследствие реформ патриарха Никона разделилось в себе. Здесь образовался один из очагов сопротивления, притягивая приверженцев древлего благочестия. Здесь появились духовные лидеры. Таков был псковский протопоп Варлаам, основавший в местных лесах пустынь и казненный в 1685 году. Отсюда, из крестецких пределов, был родом крупнейший старообрядческий деятель конца XVII — начала XVIII веков Феодосий Васильев, основатель федосеевского согласия.

В конце XVIII века, будто исчерпав ресурс жестокости, власти предложили «пряник» — единоверие. Дозволялось отправлять богослужения по старым обрядам при условии подчинения господствующей церкви. Потом был опять кнут: XX век хлестал будь здоров. Люди «с перегибом в голове» старались ликвидировать не раскол, а церковь как таковую.

Наконец, на новом историческом витке держава позволила всем молиться как хотят. А где? Никто и ничего «бездомным» крестецким староверам не вернул. Купили в складчину домишко. И скоро он стал тесен. С превеликим трудом человек сорок могут протиснуться на службу. А прихожан-исповедников уже около 300. С членами семей так и тысяча.

Вот и строится теперь по соседству с домом-моленной тот самый большой храм. Размер его, впрочем, обманчив. В силу широты задачи. Хочется же и библиотеку иметь, и учебные классы для детей и взрослых, и трапезную, и место для ночлега путешествующих одноверцев, и мастерскую традиционных ремесел. Когда-нибудь, даст Бог, может, удастся построить другое здание. А пока и так будет очень даже хорошо.

Участок под строительство куплен на средства общины. Всем миром были собраны деньги на проектирование, началось строительство. Но чтобы подступиться ко «второму этажу», пришлось просить помощи куда как дальше нашей губернии. Откликнулись Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Ростовская область, Кубань... Из Америки даже от потомков староверов-эмигрантов поступили взносы. И из Прибалтики.

Собранных денег достаточно для проведения общестроительных работ. Что касается внутреннего убранства, то неужели староверы с их солидарностью, возведя храм, не найдут возможности заполнить его иконами? Да быть такого не может!

Храм будет освящен в честь святителя Никиты Новгородского. Никитский храм в Ямской слободе был первым, дораскольным еще. Это восприемство.