Вторник, 05 ноября 2024

Елена Кузьмина

«Мы оказались слишком доверчивыми»

После войны храм, известный с 1105 года, приспособили под жильё, а сейчас церкви возвращают прежний облик

Фото: Фархада ЮСУПОВА

Храм Ильи Пророка на Славне отключили от электричества и приостановили реставрацию

Это сейчас храм Ильи Пророка на Славне в Великом Новгороде находится, можно сказать, на периферии городской жизни. Да и как иначе? Лишь в 2014 году он был возвращен Церкви, а до этого на протяжении нескольких десятилетий был самым обычным домом для новгородцев. После окончания Великой Отечественной войны его приспособили под жилье.

А много веков назад церковь, известная по летописям с 1105 года, играла очень важную роль. По предположениям историков, она находилась недалеко от Славенской башни, которая была воротами в город с Московской дороги. Поэтому в храме Ильи Пророка проходили встречи вновь поставленных архиереев. Но потом был построен Знаменский собор, и Ильинский храм утратил свое былое значение.

Реставрации один из древнейших новгородских храмов ждал больше 70 лет. И, видимо, придется еще подождать. На днях стало известно, что начавшиеся здесь в 2017 году реставрационные работы приостановлены, а сама церковь обесточена.

Правила счёта

Внимание журналистов к новым трудностям Ильинского храма привлек отец Александр Панкратов, настоятель общины Русской православной старообрядческой церкви в областном центре. Пять лет назад церковь по договору с её собственником — областным управлением Росимущества — была передана общине в безвозмездное пользование.

В июне члены общины узнали, что петербургская компания «Гранд», выигравшая конкурс на проведение реставрации, не платила за электричество для церкви с января по май.

— До января 2019 года оплата электроэнергии для храма проходила по следующему порядку: счета от энергосбытовой компании «ТНС энерго» приходили нам, а мы передавали их «Гранду» для оплаты по договору, который был заключен между реставрационной фирмой и общиной, — разъясняет отец Александр Панкратов.

В декабре прошлого года старообрядцы решили упростить порядок оплаты. Договор между общиной и реставраторами закончился, и стороны не стали его продлевать. Петербургская компания должна была заключить договор с энергетиками напрямую, чтобы самой получать и оплачивать счета за электричество.

Община расторгла договор с «ТНС энерго», а в храм, как и полагается, для отключения церкви от электричества выехали специалисты сетевой организации «Новгородоблэлектро». После этого «Гранд» должен был самостоятельно обратиться в «ТНС» для подписания договора и дальнейшего подключения к электросети.

Но весной отец Александр Панкратов узнал, что Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, которая выступила государственным заказчиком реставрации храма, расторгла контракт с «Грандом». У дирекции возникли претензии к реставраторам по грубому нарушению сроков выполнения работ.

В храм, который с началом реставрации был передан во временное распоряжение петербургской фирме, вернулись представители старообрядческой общины. Им вновь предстояло заключить договор с «ТНС энерго». Но когда сотрудники «Новгородоблэлектро» вместе с верующими прибыли на место, чтобы провести подключение, то увидели, что пломбы, установленные на рубильниках в декабре 2018 года, кем-то сорваны, и этот кто-то подключился к электричеству без ведома энергетиков.

Разумеется, подозрение общины пало на работников реставрационной компании, которых на тот момент в храме уже не было. Да и её руководство не стало отказываться. Правда, и отвечать за бездоговорное потребление электричества — попросту воровство — не спешит и на связь ни со старообрядцами, ни с журналистами не выходит. Отключилось, одним словом. А кто будет платить за «свет»?

Чувство долга

Первым, кто пострадал от электроворов, стало «Новгородоблэлектро», которое добросовестно получило «ток» от «ТНС энерго», передало его в храм, а денег за это не увидело. Как пояснила Елена CМЫШЛЯЕВА, заместитель генерального директора компании, за почти пять месяцев реставраторам «насветило» почти 145 тыс. рублей — более чем 19 тыс. кВт/часов.

— В соответствии с законодательством в области электроэнергетики за погашением убытков мы обратились к пользователю помещения — старообрядческой общине, — рассказала Елена Смышляева. — По действующим правилам претензии по бездоговорному потреблению электроэнергии мы можем предъявить только тем лицам, кто находился на объекте в момент, когда было выявлено нарушение. Когда наши специалисты обнаружили, что пломбы сорваны, в храме находились именно представители общины. И по этой причине претензии предъявлены к общине, а не подрядчику.

Однако, по словам отца Александра Панкратова, таких средств у общины нет.

— Если долг не будет погашен, храм не подключат к электричеству, а это делает невозможным продолжение реставрационных работ, — говорит он.

Представители общины не спорят с энергетиками, понимая, что формально они правы. И в «Новгородоблэлектро» понимают, что верующие стали заложниками чужой непорядочности. Почему же за все пять месяцев они не проверили, исполнили ли реставраторы обещание заключить договор с «ТНС энерго»?

— Видимо, мы оказались слишком доверчивыми, — отвечает отец Александр. — Обожглись. Теперь будем знать, как поступать правильно.

Суд да дело

Но деньги надо вернуть. Если община этого не сделает, энергетики будут вынуждены соблюсти все формальности и обратиться в суд. В этом случае расчет похищенного электричества определяется уже не по счетчику, а исходя из максимально возможного объема потребленной электроэнергии. В этом случае сумма претензий вырастет до 1 млн рублей. И сейчас верующие объявили о сборе средств от всех, кто готов помочь общине и храму.

Помимо этого, настоятель обратился с заявлением в полицию. Там пообещали провести проверку. В общине надеются, что настоящих похитителей «света» всё-таки призовут к ответу.

Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации уже судится с «Грандом», который должен был отреставрировать кладку стен Ильинского храма, фасады, укрепить фундамент, воссоздать стропила и кровлю, барабан и купол. На это из федерального бюджета было выделено 97 млн рублей. Дирекция пытается вернуть у петербуржцев выплаченный им аванс за так и не завершенные работы.

15 июля станут известны итоги нового конкурса на определение подрядчика, который завершит реставрацию храма.