Вторник, 05 ноября 2024

Редакция

На Лужском тракте

Анастасия Семёнова: «Работаешь-работаешь, а кабаны урожай губят»

Фото: автора

Садоводы не знают, как спасти выращенный урожай от набегов кабанов

Крик души! Иначе не скажешь, читая письмо в «НВ» большой группы садоводов, чьи земельные участки расположены поблизости от Лужского шоссе. «Мы с таким трудом выращиваем урожай, — пишут они, — а кабаны в один раз подчистую его уничтожают. И ничто их не останавливает, даже пугала, железная сетка. Обращения к охотникам заканчиваются ничем».

Для кого выращиваем?

Анастасии Дмитриевне СЕМЕНОВОЙ скоро исполнится 85 лет. Несмотря на возраст она чувствует себя хорошо, более того, обрабатывает садовый участок 15 соток. Сажает, полет грядки, ручной косой окашивает края огорода. А как косит! Не все мужчины так смогут.

— Работа на свежем воздухе придает мне силы, но болячек хватает,— говорит она. — Здесь, на участке, живу с мая по октябрь. Для моей скромной пенсии заготовленные припасы — большое подспорье на зиму. Может, и нужно было бы бросить это занятие, как сделали многие мои сверстники, но жалко: мы здесь с мужем лес корчевали, землю облагораживали. Несколько лет на это ушло.

На участке — простенький домик с печкой, на которой дачница готовит скромный обед. Анастасия Дмитриевна говорит, что в таком чудесном месте, где кругом — зелень кустов, деревьев и тишина, нарушающаяся пением птиц, после работы крепко спится.

— Всё бы хорошо, но у нас нет спасения от кабанов, — с тревогой рассказывает она. — Тратишься на семена, удобрения, поливаешь, полешь, и на тебе — заберутся они на огород, и как будто по грядкам мотоблок прошелся: почва взъерошена, то в одном месте, то в другом — мелкие клубни. Привередливые эти кабаны, едят только крупную картошку, мелочь — оставляют.

Анастасия Дмитриевна вспоминает, что и раньше такое бывало. Иногда непрошеные гости наведывались, когда картофель только начинал цвести.

— А вы били тревогу? Обращались к охотникам, чтобы ваши участки спасли от набегов кабанов? — поинтересовались мы у Анастасии Семеновой.

— Кому мы только не звонили, кого только не просили спасти нас от их нашествия! В ответ одно и то же: огораживайте свои участки, и кабаны не проникнут на ваши грядки. Пугала ставьте.

Анастасия Дмитриевна прислушивается к таким пожеланиям. Как смогла, заделала дыры в покосившемся деревянном заборе, поставила пугала. Но это отнюдь не остановило кабанов, на следующий день на рассвете они в очередной раз проникли на ее огород.

— Бабушка, у вас не забор, а что-то похожее на него, сказал мне егерь, недавно побывавший в нашем садоводческом товариществе, — говорит Анастасия Семенова. — Он предложил мне огородить участок сеткой-рабицей. Я соседей попросила посчитать, во сколько это мне обойдется. Когда они назвали сумму, которую нужно потратить на сетку, трубы и чтобы заплатить за работу, я за голову схватилась — на это моей годовой пенсии не хватит. Выходит, что лучше забросить участок.

Владельцы садовых участков, расположенных чуть дальше, Галина Александровна Федотова и Лидия Леонидовна Пушкова в один голос заявили, что всему садоводческому товариществу «Луга-6», в котором свыше 400 участков, досаждают кабаны.

— Нас призывают огораживать участки рабицей, — говорит Лидия ПУШКОВА. — Вы думаете, это спасет? На пятой улице нашего товарищества Таисия и Николай Исаковы это сделали, но кабаны проникли под сеткой и не оставили на огороде ни одного куста картофеля.

У кабанов отличный слух и нюх, урожай на грядках они чуют на большом расстоянии

Кабанвсеядное парнокопытное животное. У него большая клиновидная голова с мощным рылом и пятачком, хорошо приспособленным для рытья. Взрослый кабан может прорыть мерзлый грунт на глубину 15–17 см. Это стадное животное, живущее небольшими группами по 20–50 особей. День и ночь у них — время отдыха, а утро и вечер — период кормления. За сутки взрослый кабан съедает до 6 кг еды. В его рацион входят клубни, корни, луковицы, желуди, орехи, ягоды, грибы, черви, лягушки, падаль. Они делают набеги на огороды, садовые участки, на поля картофеля, кормовых корнеплодов, зерновых культур, нанося немалый вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и вытаптывают посевы.