Вторник, 30 апреля 2024

Анна Мельникова

«Музыка всегда спасала»

Историю своего клуба Наталья Пуцит хранит в четырёх десятках фотоальбомов

Фото: автора

Более 40 лет Наталья Пуцит приобщает боровичан к миру прекрасного

Фамилия Пуцит — без преувеличения легендарная и знаковая для истории Боровичей. Точка отсчёта — 1917 год, когда буквально через месяц после Октябрьской революции в городе оказался двадцатилетний Рейнгольд Пуцит.

Он прибыл в группе латышских стрелков для установления и упрочения советской власти. Молодой комиссар участвует в подавлении эсеровского мятежа, создаёт Красную гвардию, доставляет из Поволжья в голодную Новгородскую губернию хлебные вагоны.

Но жизнь его была недолгой, он умер от брюшного тифа в 32 года. У Рейнгольда Петровича остались супруга и пятеро детей. По просьбе боровичан его похоронили на мемориальном кладбище в центре города, сделали памятник, а одну из улиц назвали в его честь. Потомки боевого революционера стали педагогами, историками, философами. Некоторые наследники продолжили его профессиональную линию — служили в органах КГБ.

Внучка большевика

И всё же для многих жителей современных Боровичей Пуцит ассоциируется не с мемориальными табличками, а с одной яркой, музыкально одарённой и весьма волевой женщиной — с бывшим педагогом Боровичского педучилища Натальей Васильевной Пуцит, внучкой знаменитого большевика.

Впрочем, преподавание музыки, ставшее её любимой профессией, где она была отмечена званием отличника просвещения, — не единственное дело, в котором она преуспела. Более сорока лет Наталья Пуцит бессменно руководит творческим объединением любителей и знатоков искусства «В мире прекрасного». Сколько ими за это время было безвозмездно дано концертов и вечеров на разных сценических площадках, и не сосчитать. Если предположить, что у каждого города есть своя неповторимая культурная аура, то в Боровичах она определённо сложилась, в том числе и благодаря усилиям самодеятельных артистов клуба.

В характере Натальи Пуцит, как я успела заметить, удивительным образом твёрдость и решимость сочетаются с интеллигентностью и добрым юмором. А ещё она может часами говорить о волшебной силе музыки своих любимых композиторов, погружая слушателя в возвышенные темы искусства, и при этом не отстраняться от своих домашних хлопот. Наша беседа в её небольшой квартире, расположенной в одном из самых примечательных домов в центре Боровичей, так и протекала. Разговор с Натальей Васильевной прерывался лишь в тех случаях, когда внимания требовала её двухлетняя внучка, а это — святое дело.

Выступления Натальи Пуцит всегда собирали полные аудитории. Фото из архива Натальи Пуцит

— Я сохранила свою девичью фамилию из уважения к семье. Муж не возражал. Тридцать семь лет с ним прожили, девять лет его с нами нет. Сыновья мои — Женя и Саша Гречишкины, — рассказывает Наталья Васильевна, разливая чай в большие чашки. — А про мою фамилию много вопросов задают.

Наталья Васильевна улыбается и, чтобы было понятно, какого рода интерес по этому поводу возникает у населения, делится со мной одним эпизодом из своей жизни:

— Двадцать пять лет назад в городе появилось еврейское общество. И вот звонит мне его председатель и говорит: «Нам хочется, чтобы на нашем вечере живая музыка звучала. Не могли бы вы на нём аккомпанировать на фортепьяно». На что отвечаю: я же не ваша. А он — это не имеет никакого значения. Музыка — язык интернациональный. Из Америки прислали бандероль с нотами… В общем, история с еврейским обществом у меня затянулась на два десятка лет. Нашла ещё музыкантов, и у нас образовался квинтет. Подготовили концерт из 27 музыкальных произведений, выступали и в боровичском ДК комбината огнеупоров, и в Новгородской филармонии, в кремле. Однако наш квинтет просуществовал до того момента, пока скрипачка в Москву не уехала, а у виолончелистки на инструменте струны не лопнули.

Она не скрывает, стержень в ней — советский. Видимо, непоколебимость тоже передаётся с генами. Не исключено, что и организаторский талант Наталье Васильевне достался от её героического деда.

Развитие творческих способностей

После окончания в 1973 году Новгородского музыкального училища Наталья Пуцит приезжает обратно в Боровичи по распределению. Ещё в детстве она спланировала — станет взрослой, обязательно будет преподавать в родной музыкальной школе. В первые три года так и получилось. Однако семейные обстоятельства внесли коррективы в её дальнейшую профессиональную судьбу.

— Родился старший сын, а ясли были рядом с педагогическим училищем. Рассчитывала, что годик перекантуюсь и вернусь обратно в музыкальную школу. Но мне так понравилось работать с молодёжью, что в училище я осталась до самой пенсии. За все годы своего преподавания я вела занятия по 14 дисциплинам, среди которых индивидуальное фортепьяно, сольфеджио, методика преподавания музыки. Но самый мой любимый предмет, где я для себя сделала множество открытий, — развитие творческих способностей. Руководство училища мне так и сказало: вы — человек творческий, вот и ведите этот предмет. Программы нет, создавала сама, училась вместе со своими студентами. Мне некоторые из них потом рассказывали: «Идём в полпятого утра встречать московский поезд, а у Натальи Васильевны в окне свет горит». А как по-другому? Надо и детей накормить, и постирать, потом контрольные задания проверить и планы уроков составить, — вспоминает она. — Тогда 27 преподавателей музыки в училище работали. Сейчас же даже такого предмета, как певческая культура, нет. Государство наше рассуждает так: кому нужны музыкальные услуги, пусть он их получает на платной основе. Но ведь через пение формируются и воспитываются в подрастающем поколении ценности.

Четыре десятка альбомов

Передо мной на огромном столе возвышаются почти на полметра две стопки увесистых фотоальбомов. Их специально для меня приготовила Наталья Васильевна. По собранным в них снимкам, пожелтевшим афишам и вырезкам из газет, абонементам можно проследить все подробности развития клуба «В мире прекрасного». Один фотоальбом — один год. А началось всё с пианино в городской библиотеке.

— В 1970-е годы я посещала литературный клуб «Современник» в библиотеке — любила культурно проводить время, — сообщила она. — Её руководитель Ольга Леонова приметила меня и поделилась своей идеей: «Проведите вечер с музыкой. Для библиотеки купили пианино, а играют на нём только дети работников библиотеки, чтобы выучить уроки для музыкальной школы». Правда, она поставила условие, чтобы вечер был посвящён книге. И я предложила тему «Музыка в жизни писателей». Знаю два вальса Грибоедова, вальс Льва Толстого, Гайдар любил музыку Глинки. Музыка делает своё дело. Ведь даже у хорошего рассказчика люди могут задремать, а музыка уснуть не даст.

Так в библиотеке появился новый клуб. Его было решено назвать, как настольный календарь, который очень любила мама Натальи Васильевны, — «В мире прекрасного». Потребовалось совсем немного времени, чтобы о клубе узнали в Боровичах и в него потянулись неравнодушные к искусству горожане.

На протяжении многих лет одним он даёт возможность проявить свои певческие таланты, другим — композиторские, третьи на его мероприятиях выразительно читают художественные тексты. Его участники — люди разных профессий и возрастов.

— Анатолий Васильевич Томашевич — боровичский Орфей, пел — как Козловский, а работал электриком. На репетиции открывает свой чемоданчик, а там среди винтиков, проводов и розеток — ноты, — в голосе у Натальи Васильевны оттенки восхищения. — А Людмила Барабошина — лауреат первой степени конкурса исполнителей эстрадной песни «Волховские зори», которая в клубе — практически с момента его основания, трудилась мастером на комбинате. Наш самодеятельный композитор — Вячеслав Михайлович Богданов, капитан 2 ранга, ветеран атомного подводного флота. Украшением программ клуба становятся выступления преподавателей Детской школы искусств. Автор многочисленных стихов и рассказов — ветеран педагогического труда Виноградова Мария Ивановна, Гисматулина Людмила Николаевна прекрасно поёт.

Наталья Васильевна перечисляет фамилии, имена и отчества самых активных и инициативных участников клуба. Переживает, чтобы никого не забыть.

— Наши встречи проходят сердечно, задушевно, — признаётся она. — Я не смотрю с высоких позиций. Если оценивать с точки зрения, например, Союза композиторов, то народное творчество и зарубить можно.

За окнами её дома можно наблюдать, как кипит реконструкция улицы Коммунарной — Боровичи готовятся в мае следующего года отпраздновать 250-летие. Как Наталья Пуцит перенесла вырубку деревьев? Вздыхает и напевает мне песню боровичанина Юрия Ткачёва:

— Наш небольшой городок,
Сын необъятной России.
Здесь, средь высоких холмов,
Сердцу места дорогие.
Он утопает в зелени..,

— тянет она припев. И уже в прозе замечает:

— Теперь эта строчка устарела. Но обещают посадить шарообразные клёны. Я стараюсь свои эмоции не проявлять, раз уж всё решено. Буду тихо делать своё дело, хранить песни о Боровичах. В моей коллекции их накопилось 70.

* * *

В 1997 году Наталья Пуцит стала Заслуженным работником культуры России, в 2008 году в Боровичах её выбрали Человеком года. Трижды её выдвигали на присвоение звания «Почётный гражданин города Боровичи», и даже в народном интернет-голосовании её кандидатура побеждала, но депутаты решали по-другому. Пуцит по этому поводу не переживает: «Если бы пришлось повторить свой жизненный путь, то я в нём ничего не меняла бы. Музыка всегда спасала».