Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Тайны Колмовского моста

С момента постройки в 1978 году Колмовский мост ни разу капитально не ремонтировался

Фото: Фархада ЮСУПОВА

Журналисты прогулялись внутри новгородской переправы

На улице новгородских автомобилистов большой праздник — в областном центре начали капитальный ремонт Колмовского моста.

К работам приступили рабочие подмосковной компании «НПП СК Мост», которая выиграла конкурс на проведение ремонта. Стоимость работ — 312 млн рублей.

Хорошая новость

На минувшей неделе работы на переправе проинспектировал мэр Сергей Бусурин. Его сопровождал Вильгельм Казарян, генеральный директор компании-подрядчика. Уже в первые минуты встречи они порадовали собравшихся журналистов хорошей новостью — срок ремонта моста может быть сокращен. Если первоначально планировалось его завершить к июню 2021 года, то сейчас специалисты не исключают, что смогут управиться к концу 2020 года. Всё это значит, что связанные с ремонтными работами неудобства — в первую очередь режим ограничения движения по мосту — продлятся меньше. Будем надеяться, что мостостроители не подведут.

К слову, ввести ограничительный режим на мосту, закрыв для движения одну его половину, планировали уже в этом году, но отказались от такого плана. Чиновники мэрии и специалисты «НПП СК Мост» решили пойти навстречу автомобилистам и смогли договориться о том, что движение по мосту ограничат только в следующем году, на который перенесли все ремонтные работы на проезжей части. В этом году подрядчик решил сконцентрироваться на работах внутри переправы — в полых несущих железобетонных балках.

Мост будет сильнее

Журналисты и чиновники городской администрации во главе с мэром побывали в святая святых — внутри моста, куда простым горожанам вход заказан. Входы в полые балки располагаются в месте его береговых устоев. Попасть сюда без приставной лестницы невозможно. Далее по узкому ходу нужно пройти во внутреннее пространство балки, по сути являющееся длинным, широким коридором с низким потолком, конец которого теряется где-то в черной дали. Рабочие собираются протянуть сюда освещение, а пока пользуются переносными фонарями. С непривычки страшновато, как в мрачном подземелье. Ощущение усиливает очень близкий грохот проезжающих по мосту автомобилей.

Момент установки шпонки, необходимой для усиления конструкции моста. Всего на Колмовскому мосту установят более 800 шпонок. Фото Елены КУЗЬМИНОЙ

Однако сейчас в балках — обычная ремонтная суета. Туда-сюда снуют рабочие, слышен оглушающий звук установки для бурения, с помощью которой делают отверстия для шпонок в боковых стенках балок. Установка 828 дополнительных шпонок — это элементы, укрепляющие конструкцию моста, — в настоящее время и есть главная задача строителей. Их устанавливают в стыках секций балок.

Кроме того, подрядчику предстоит заменить высокопрочные арматурные пучки из стали, которые по принципу канатов держат мост в натянутом состоянии.

По данным новгородской мэрии, во время обследования моста специалисты обнаружили многочисленные дефекты его конструктивных элементов. Но, как отметил Вильгельм Казарян, Колмовский мост находится в удовлетворительном состоянии — старые шпонки на месте, арматурные пучки не лопнули. Но годы идут, металл страдает от коррозии, и это не может не влиять на несущую способность всей конструкции. Подмосковная компания выполняла проект капитального ремонта переправы, и её специалисты хорошо знакомы с состоянием сооружения.

— Раз в 25–30 лет необходимо проводить работы по усилению, — подчеркнул Казарян.

Переправа под присмотром

Напомним, мост над Волховом был построен в 1978 году и с тех пор капремонта не видел. Возводили переправу рабочие «Мостоотряда-75», ныне уже не существующего. Анатолий МУХАРЕВ, который возглавлял предприятие, а тогда работал мастером на производстве, сейчас может вспомнить, как шли работы.

— Колмовский мост строили в соответствии с генеральным планом города, созданным еще архитектором Щусевым, — говорит Мухарев. — В то время в стране не хватало металла, поэтому стали всё чаще строить мосты из железобетона. И в Новгороде построили именно такой. Подобных в России немало. В конструкции нет ничего необычного, особых сложностей во время строительства не было. Отличительной особенностью было, пожалуй, только то, что во время работ использовали плавучие строительные краны грузоподъемностью 100 тонн. Такую технику применяли не часто.

Мост был необходим для того, чтобы пустить движение транспорта, особенно тяжелого, не через исторический центр города, по мосту Александра Невского, а в обход. Работы, по воспоминаниям Анатолия Мухарева, продолжались четыре года. Нормальный срок для такого объекта. Протяженность переправы составила 511 метров.

Как убежден новгородец, говорить нужно не только о «физической форме» моста, но и о том, что за его состоянием должен кто-то следить в постоянном режиме.

— Нужно следить за опорными частями. Все они, за исключением центральных, являются подвижными и при перемене температуры перемещаются на несколько сантиметров. Это необходимо для устойчивости сооружения, иначе мост разрушился бы, — говорит Мухарев. — Нужно наблюдать за состоянием деформационных швов, которые забиваются и требуют очистки. Отсутствие должного ухода — проблема многих таких сооружений, так как это очень затратная работа.

Осталось добавить, что помимо начинки переправы подрядчик займётся и внешним ремонтом — уложит новый асфальт на проезжей части и тротуарах, заделает трещины на мостовых опорах, заменит парапетные и перильные ограждения, лестничные сходы и восстановит наружное освещение.

После этого мэрия обследует состояние моста, чтобы определить, как скоро переправе вновь потребуется усиление.