Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Два ботинка и рояль

Ну что, ребята, споём? Отлично!

Фото: из архива центра «Музизон»

У счастливых людей всегда есть при себе кусочек детства

Дмитрий Воскресенский — композитор, поэт, пианист и певец. Обладатель почётного звания «Человек — золотое сердце». Лауреат Всероссийского конкурса композиторов «Классическое наследие». Член Петровской академии наук и искусств и Международной ассоциации «Русская культура».

— Дмитрий Юрьевич, вы сами относите себя к тем счастливым людям, у которых всегда при себе кусочек детства?

— Думаю, да, это про меня. Я сам порою удивляюсь, откуда у меня берутся такие тексты. Меня спрашивают про рецепт, а его нет. Понятия не имею, что за теорема такая и как её решить. Что я точно знаю, они ко мне приходят одновременно — мелодия и текст.

— Вот так — записал, и можно исполнять?

— Нет, конечно. Обычно — как идея, первый набросок. И ещё вопрос, что получится в итоге. Придумываю с ходу пару фраз, а потом уже начинаю додумывать.

— Какое место предпочтительнее для фантазии?

— Да какое угодно. Это для полета нужен самолет. Хотя... Недавно как раз в самолете сочинял — «Летая из Парижа»... Как-то так. На самом деле летел из Астрахани. Только думалось почему-то про Париж.

— А о чем вам думалось, когда вы свой «Алфавит» писали?

— К сожалению, память моя — не банковский сейф.

— Но песни там помещаются?

— Все триста. Но не истории их написания. За редкими исключениями. «Мне бы птицей стать» — она у меня года три сочинялась. Заранее нравилась — медленная, воздушная. А в блокноте — четыре строчки. И как ни возьмешься — стена. Но пришел день, и что-то такое снизошло сверху. Дописал текст, сразу придумал мелодию — оно!

— Кто первые критики? После самого автора, естественно.

— Моя замечательная жена, певица Ирина Коробушкина, сын Егор, друзья.

— Строги?

— Еще как! Избито, вторично — это у них запросто. Но когда сочиняешь втихаря от них, а потом покажешь результат, то, глядишь, и похвалят: о, как здорово!

— Как вы сочетаете детские песни с романсами? Так, сегодня, пожалуй, напишу романс...

— О, нет, это по-другому. Детские песни — там всё-таки на 90 процентов стихи мои, что-то — в содружестве с супругой. Только одна или две — на чужие стихи. А романсы... Я их очень люблю, но стихов к ним не пишу. Понимаете, есть высокие образцы. И это упрощает задачу, кстати. Открываешь книжечку Ахматовой, Бродского, Есенина... Гениально! Только садись и музыку пиши. Понятно, что очень многие стихи давно уже положены на музыку кем-то другим. Я их не трогаю.

— Детский композитор — это вроде как «советская» специальность. Но начни вспоминать — маловато их было.

— Несколько человек. Шаинский, конечно. Крылатов. Забыл, а кто коту Леопольду песни писал?

— Но вы в детстве пели что-то из этого? Наверное, ходили на хор?

— Ходил в Приозерске, где учился и рос. Но на память почему-то приходит что-то идейное. «Что тебе снится, крейсер «Аврора» — вот это я точно в школе пел.

— И при этом в те теперь уж стародавние времена Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения был непременным участником больших концертов.

— О! Если бы мне сказали, что мои песни будет петь такой хор, да ещё в Кремлевском дворце съездов, я бы подпрыгнул от радости. Это же мечта. Вот я сижу, пусть не в первом, но хотя бы в третьем или четвертом ряду. Какой детский композитор отказался бы от того, чтобы его песни исполнялись на таком уровне? Впрочем, я вполне искренне считаю, что с детской музыкой довольно неплохо дело теперь обстоит. Широкое фестивально-конкурсное движение в стране. Вокал, хореография, разные жанры. Знаю более десяти авторов, которые сочиняют хорошие детские песни. Это же здорово. Мне кажется, мир становится немножко лучше от добрых песен. Ведь мы любим, когда поют наши дети, сами становимся добрее.

— Что вы ещё любите слушать?

— Вообще, я большой поклонник джаза. Далее — британский рок. Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin, Dire Straits... Люблю за качественную музыку, за мелодизм. Я вырос из этого как музыкант.

— Современное?

— Не греет. Я лучше лишний раз послушаю традиционный рок или Стинга.

— Какими судьбами вы оказались здесь, в Великом Новгороде?

— Я давно уже тут оказался. Замечательный город, в котором обязательно нужно бывать. Это — сердце русской земли, я считаю. Здесь ты понимаешь, что ты — русский человек. Здесь чувствуется дыхание истории. Мы с женой десятки раз приезжали в Новгород. Это очень хорошо сложилось, что меня приглашают то на конкурсы, то на концерты, то на творческие встречи. Стараемся приехать всей семьей, побродить по кремлю, посмотреть на Волхов. Это дает приятные эмоции. Как и этот необыкновенный концерт с «Музизоном». Уникальный проект, молодцы. Я с первой нашей встречи сказал, что только за. Если мои песни будут помогать детишкам развиваться, я буду счастлив. Низкий поклон организаторам за всё, что они делают, за «Сказкоград». Это то, что дает почувствовать себя человеком. Большое спасибо от меня лично, что не забыли позвать и покатать по новгородской земле! (Смеется). Мое сердце — с этими сердцами.

— Спасибо вам за интервью.

— Да на здоровье!