Что искал актёр из «Игры престолов» в Великом Новгороде
На прошлой неделе новгородский сегмент соцсетей буквально разорвало от восторга: «Одичалый в стенах нашего кремля». Хотя почему только новгородский? Сенсационная новость быстро расползлась по всему рунету.
По следам короля Олафа
Под фотографиями огненно-рыжего харизматичного красавца на фоне новгородских пейзажей пользователи Интернета больше суток изощрялись в остроумии: «Зима ближе, чем нам кажется?», «Смогут ли стены кремля защитить горожан от Белых ходоков?», наконец, «Не в Новгороде ли они обитают?».
Тем, кому предложенные вопросы ровным счётом ничего не объясняли, наверное, скучновато и досадно было наблюдать за этим ажиотажем. Впрочем, много ли таких, незнающих? «Игра престолов» — самый популярный и дорогостоящий сериал в мире, только за первый сезон стал культовым и собрал миллионы фанатов.
Но для незнающих поясним, что рыжий бородач оказался не кем иным, как актёром Кристофером Хивью, исполнившим в «Играх…» роль Тормунда Великаньей Смерти, одного из вождей племени Одичалых.
Однако даже более экзотичными, чем сам факт появления в Великом Новгороде Тормунда из «Игры престолов», стали причины, приведшие Кристофера в древний город. На берегах разлившегося Волхова киноактёр, продюсер и сценарист вместе со своей супругой Гри Молвер Хивью искали следы средневекового норвежского короля — Святого Олафа, о котором норвежцы снимают масштабную документальную драму.
От крещения до любви
— Норвежцев взволновала история любовного треугольника, сторонами которого были наш князь Ярослав Мудрый, его жена Ирина-Ингигерда и сам первокреститель Норвегии король Олаф. История и впрямь романтичная и сама по себе тянет на киносагу, — написал на своей страничке в соцсети новгородский писатель-историк Виктор СМИРНОВ, ставший одним из экспертов проекта. А в разговоре с «НВ» Смирнов отметил, что пара Хивью разрушила его представления о сдержанности и хладности скандинавов.
— Я считал, что скандинавы закрытые люди. А они оказались очень эмоциональными и общительными, может быть, актёрская профессия здесь сыграла не последнюю роль. Но в любом случае это очень симпатичные, очень вдумчивые люди. Почему им понравилась история Ярослава, Ингигерды и Олафа? Кристофер мне рассказал: везде при сборе материала им говорят о политике, роли исторических личностей в становлении государств. А тут любовь — самые человеческие отношения. А еще норвежских гостей интересовало, как повлияло на Олафа, конкретно на его религиозность, пребывание в Великом Новгороде. Ведь здесь он пробыл около года. Заметим, что от времени его визита — в 1029 году — прошло не так уж много от крещения самих новгородцев. Но христианство уже оказало благотворное влияние на горожан. «Книжная религия», христианство, естественно, способствовало распространению грамотности. При Ярославе в Новгороде открылась первая школа. Съёмочную группу это очень впечатлило.
Позже новгородским журналистам Кристофер признался, что общение со Смирновым было очень ценным для будущего фильма.
Святая Анна
Масштабную многосерийную документальную драму, в сюжете которой Великий Новгород станет лишь одним из эпизодов, хотят выпустить в следующем году. Батальные сцены, современная компьютерная графика, масштабные съёмки, научный подход — проект обещает быть зрелищным и интересным. Показывать его планируют не только в Европе, но и в Америке.
Но вернёмся в Великий Новгород. Увидеть место погребения Ирины-Ингигерды, или Святой Анны Новгородской, в Софийском соборе для норвежцев было одной из главных целей. В этом гостям помогала доктор искусствоведения Татьяна Царевская.
Кстати, в истории Великого Новгорода фигура Ингигерды имеет важное значение.
По отзывам современников, к Новгороду Ирина-Ингигерда всегда питала особые чувства. Это был город ее молодости, тесно связанный со скандинавской родиной. Здесь она провела и последние годы своей жизни, во всем помогая своему сыну — новгородскому князю Владимиру Ярославичу.
Последним делом великой княгини стала главная новгородская святыня — собор Святой Софии. Когда собор был уже почти достроен, Ирина-Ингигерда скончалась. Случилось это в 1050 году. Ее сын пережил мать всего лишь на два года. Летопись сообщает, что перед самой кончиной Ирина приняла монашеский постриг под именем Анны. Именно с этого времени началась великая традиция после княжества совершать женщинам иноческий подвиг. Мать и сын были похоронены в новгородской Софии и причислены к лику святых.
Съёмки фильма об Олафе, помимо Софийского собора, в течение дня шли на Троицком раскопе и Ярославовом Дворище.
***
Кристофер Хивью — норвежский киноактёр, продюсер и сценарист. В 2004 году закончил филиал Российского университета театрального искусства (ГИТИС) в Дании. На его счету участие в двух десятках кинопроектов. Однако наиболее известен Хивью по роли одного из вожаков племени Одичалых Тормунда Великаньей Смерти в фэнтезийном сериале канала HBO «Игра престолов».
***
В 1019 году новгородский князь Ярослав Владимирович задумал жениться. Супругу он выбирал основательно. Шла война за киевский престол, Ярослав рассчитывал на помощь шведского короля, который был не прочь породниться с богатым новгородским князем. Оставалось уговорить принцессу Ингигерду. Но она уже была просватана за норвежского короля Олафа Толстого — их связывали нежные чувства. Русский князь был хром и некрасив, но, уступив отцу, принцесса согласилась на брак с ним.
Желая впечатлить молодую жену, Ярослав отстроил роскошный дворец в Новгороде, прозванный Ярославовым Дворищем. Но Ингигерда сказала, что согласна была бы жить в хижине, но с любимым человеком — с Олафом. Разгневанный Ярослав ударил новобрачную по лицу. Оскорбленная Ингигерда объявила, что возвращается на родину. С большим трудом скандал замяли.
Испытанием брака стал приезд в Новгород в 1029 году бывшего жениха Ингигерды Олафа, который укрылся здесь от врагов. В скандинавских сагах говорится, что между ними была «тайная любовная связь». Но чувство долга все же взяло верх: Ингигерда осталась для Ярослава верной спутницей жизни, надежной помощницей и мудрой советчицей. Крестившись под именем Ирина, она помогла мужу создать княжеский двор.
Своему бывшему жениху Ингигерда сосватала сестру Астрид. Олаф впоследствии стал первокрестителем Норвегии, но был убит. В память о нем в Новгороде по желанию княгини построили католическую церковь Святого Олафа — «варяжскую божницу», где молились купцы европейских стран. Сын Олафа Магнус был усыновлен Ярославом и фактически посажен им на норвежский престол.