Суббота, 16 ноября 2024

Людмила Данилкина

Человек положительный

Возраст ВИЧ-инфицированных

ВИЧ — это болезнь, от которой нельзя избавиться, но, придерживаясь терапии, можно жить полноценно

В 1990-х, когда в России ВИЧ начал распространяться массово, кто-то назвал его чумой, от которой нет спасения. При этом нам рассказывали, что это болезнь маргиналов — проституток, наркоманов, гомосексуалистов, а социализированным гражданам, ведущим добропорядочный образ жизни, бояться, в общем-то, нечего.

Стереотипы изживаются долго, особенно когда мы сами предпочитаем обманываться. Большинство из нас по-прежнему верит, что ВИЧ — это не про нас, потому что психотропные препараты не принимаем, если вступаем в близкие отношения, то с людьми ответственными за себя и других, понимающими ценность здоровья.

Точно так же думали и герои этой статьи.

«Девушки, цените себя...»

Передо мной женщина, излучающая положительную энергетику. Такие люди сразу располагают к себе интеллектом, хорошим чувством юмора, доброжелательностью.

— В браке жила долго. Растили с мужем сына. Но счастлива не была, супруг был для меня психологическим тираном — постоянно за что-то ругал, учил, как нужно и как не нужно делать. В общем, когда развелись, я почувствовала себя намного легче. И да, появился мужчина, оказывавший мне знаки внимания. Когда роман только начинался, я предлагала партнёру презервативы, и он не отказывался, но потом, когда встречаться стали чаще, решила не настаивать на средствах предохранения, поскольку стала доверять человеку, — говорит Марина (имена всех собеседников изменены. — Прим. авт.). — Через какое-то время свалилась с простудой — болела долго, потом начала чесаться. Через несколько месяцев безуспешных попыток вылечить меня терапевт направила к инфекционисту, поскольку зуд не проходил. И вот уже врач в центре «Хелпер» на первом же приеме предположила, что у меня ВИЧ. Анализ крови подтвердил это. Сказать, что была шокирована, — ничего не сказать. А вот друг, когда я ему позвонила, даже не удивился. Значит, знал, что является носителем, ну или догадывался. К слову, он так и не обратился к врачам...

Марина не сразу приняла свой статус. Говорит, что помогли ей в этом сеансы с психологом «Хелпера» и встречи в дружеской обстановке в этом центре с такими же, как она, больными новгородцами, которые рассказывали ей о своем опыте существования с ВИЧ, о том, что если не нарушать рекомендации медиков, ежедневно в одно и то же время принимать препараты, то состояние можно стабилизировать и жить, ни в чем себе не отказывая.

— Два года нахожусь на терапии. Чувствую себя хорошо. Препараты ВИЧ-инфицированным людям в «Хелпере» выдают бесплатно, перебоев с лекарствами нет. Согласно разработанной для меня доктором схеме прием таблеток — однократный в сутки, правда, приходится сразу горсть их проглатывать. Читала, что ученые работают над тем, чтобы все нужные составляющие в одной капсуле собрать и таким образом облегчить медикаментозную нагрузку на пациента, — продолжает Марина.

Признается, что после того как заболела, произошло переосмысление. Она стала ценить каждую минуту, общение с близкими и друзьями, занялась фотографией и вернулась к детскому увлечению рисованием. Но при этом ни дома, ни на работе не знают о её статусе. Почему? По мнению собеседницы, новгородское общество — очень консервативно и пока не готово относиться к ВИЧ как к обычному хроническому недугу. И в подтверждение своей позиции приводит примеры из личного общения с медиками. По словам Марины, некоторые из них, прекрасно зная, что ВИЧ передается только через кровь и половым путем, тем не менее реагируют на женщину как на прокаженную.

— Когда на службе слышу рассказы молодых коллег об их романах с мужчинами и что, ложась в постель, они уступают уговорам партнеров не использовать презервативы, мне хочется кричать: девушки, начните ценить себя, свое здоровье. Если вы действительно дороги парню, он всё поймет, если же нет, значит, это просто не ваш человек, — подытожила героиня.

Поддержка семьи

И если Марина так и не решилась сообщить о диагнозе своим домашним, то Игорь рассказал сразу. И нашел понимание.

— Был период, когда мы с женой расстались. Одна ночь с другой женщиной привела к такому результату. На прикроватной тумбочке лежал презерватив, но я им не воспользовался, — рассказывает мужчина свою историю. — Потом мы снова сошлись с супругой. Когда узнал про ВИЧ, не стал тянуть: поставил в известность жену, детей, своих родителей, друзей. Никто от меня не отвернулся.

Игорь уже много лет на терапии. Анализы крови не определяют его вирусную нагрузку, и это хорошо: значит, он не может передать ВИЧ своему партнёру при незащищённом сексуальном контакте.

Но, по словам Игоря, теперь он всегда предохраняется. И советует другим не отмахиваться от презервативов. И обязательно раз в полгода-год сдавать анализ крови на ВИЧ. На собраниях в «Хелпере» и при общении с инфицированными новгородцами в социальных сетях он делится своим опытом, подбадривает тех, кто недавно узнал, что заражен, дает советы.

— Был период, когда я анонимно пытался в тех же соцсетях доносить до людей мысль о том, что ВИЧ — обычная болезнь. Сахарный диабет ведь тоже неизлечим, однако если придерживаться рекомендаций врачей, с ним можно долго и нормально жить. То же и в случае с ВИЧ, — говорит Игорь. — Но мои доводы часто воспринимались в штыки. И как-то раз моя мама, когда я ей в очередной раз поведал про свои попытки, сказала, что так уж устроен наш социум, что пока беда людей не коснется, они предпочитают её не замечать. А ведь так оно и есть. К сожалению.

Равный наставник

Многие из подопечных «Хелпера» — те, кто принял свой диагноз и привержен терапии, кто посещает собрания людей с положительным статусом и сеансы психолога, в той или иной мере помогают не потерять себя, не озлобиться на весь мир и не утонуть в депрессии тем, кто только начинает жизнь с ВИЧ.

А вот Оксана — равный консультант. Она время от времени ездит на тренинги, учится не только по-дружески, но и целенаправленно, учитывая особенности характеров людей и их психологическое состояние, помогать им жить с ВИЧ.

— Узнала о болезни, когда была беременна. Думала, что заразил муж, но он оказался здоровым. Выяснилось, что вирус во мне сидел со времени моей давней связи, ещё до замужества. Благодаря терапии во время беременности родила здорового ребенка. А вообще, у нас с мужем двое детей. Живем дружно и хорошо, — не без гордости за свою семью говорит Оксана.

Она не с первого раза приняла диагноз и не сразу согласилась на терапию — признается, что в какой-то момент попыталась себя убедить, что самочувствие нормальное и незачем принимать лекарства. К слову, так рассуждают многие больные ВИЧ. Но это — самообман. Оксане удалось от него избавиться и начать принимать препараты.

Придя на одну из встреч в «Хелпер», она пообщалась с ВИЧ-положительным человеком, который консультировал таких, как он, больных, основываясь не только на своем личном опыте, но используя ещё данные последних исследований по инфекции, владея разными техниками убеждения и методиками правильной постановки вопросов.

— Для себя я поставила задачу: стать равным консультантом. И стала, — в заключение говорит Оксана. — В Великом Новгороде и в районах области пока таких, как я, немного. И мы не готовы, в отличие, к примеру, от некоторых питерских коллег, открыть свои лица и имена, чтобы публично во всех СМИ говорить о социальной болезни, каковой и является ВИЧ-инфекция. Но надеюсь, что скоро сможем.

Вместо послесловия

Требуют ли эти истории обобщения? Нет. Наши собеседники, поведав о себе, рассказали всё самое важное и о болезни, и об отношении к ней.

Остается лишь привести официальные данные статистики, подтверждающие, что ВИЧ-инфекция давно уже вышла за пределы групп риска.

Как сообщает центр «Хелпер», общее количество зарегистрированных в Новгородской области новых случаев ВИЧ с 1991 года по 30 октября 2019 года составило 4109 человек. За этот период умерли 1226 человек, только за 2019 год ушли из жизни по причине ВИЧ-инфекции 195 человек трудоспособного возраста.

Из вновь выявленных в Новгородской области больных 79% заразились половым путём, 18% — при инъекционном потреблении психоактивных и наркотических средств.

За 10 месяцев 2019 года прошли тестирование 131 516 жителей Новгородской области. Выявлено 292 новых ВИЧ-положительных человека. Носители ВИЧ есть во всех районах области.