Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Дух зелёного змия

Фото: автора

Возглавив общественную организацию «Нет алкоголизму и наркомании», Ирина Фролова дала обет трезвости

Когда врачи объявили 24-летней Ирине ФРОЛОВОЙ, что у неё — неизлечимое заболевание, а традиционная медицина бессильна, молодой женщине не оставалось ничего другого, как обратиться к альтернативным способам лечения.

Совершенно случайно Ирину пригласили посмотреть, как работает скаутинг — метод нравственного воспитания детей — в общественной организации НАН («Нет алкоголизму и наркомании»). Было это почти 20 лет назад. В то время из-за внутреннего конфликта у этого сообщества в городе складывалась не самая лучшая репутация.

— Речь шла о том, чтобы вообще ликвидировать НАН. И мне, совсем ещё молодой, предложили встать у руля организации: мол, если берётесь, то не закроем. За ночь я написала программу развития, — вспоминает Ирина. — Сейчас в общественной работе мне помогают все три мои высших образования, первое из которых — радиотехническое. Благодаря экономическому я могу грамотно писать проекты на получение грантов, благодаря психологическому — работать с людьми с алкогольной или наркотической зависимостью, а также с их родственниками.

— Чем алкоголизм отличается от других болезней?

— Зависимость — очень хитрое заболевание, от которого нет лекарств. Всё, что рекламируется — всякие чаи, таблетки, уколы, — в лучшем случае помогут укрепить иммунитет, но не уберут тягу к употреблению. Причина зависимости глубже: в характере, в поступках, в душе человека. Только в среде таких же несчастных зависимый человек может получить поддержку. Они же дадут и честную обратную связь: что ты, брат, врешь, ты можешь обмануть жену или начальника, но не нас. А без честности нет выздоровления. Происходит своего рода шлифовка друг друга. Следующий этап — это написание «шагов», более серьёзная работа над собой. Существуют ещё реабилитационные центры, которые мы помогаем выбрать.

На этапе зависимости человека бесполезно уговаривать. нужна духовная работа над собой.

— Почему традиционные методы, например, кодирование, не помогают?

— Кодирование может сработать, если человек сам очень хочет бросить пить, у него хорошая внушаемость и неглубокая стадия болезни. Эта процедура держит человека на страхе, который рано или поздно проходит, и случается срыв.

— Что тогда алкоголикам и наркоманам остаётся?

— По статистике, наилучшие результаты дает программа «12 шагов», где работа с человеком проходит на трёх уровнях: физическом, психологическом и духовном.

— И много в Новгородской области батюшек, готовых помогать зависимым?

— В ноябре в Москве проходил слёт представителей православных обществ трезвости, на который прибыли священники со всей России. Новгородскую область представляла только я. Наши батюшки сильно загружены, чтобы посвятить себя ещё и этой работе. Кроме того, как выяснилось на слёте, сложно бывает найти священнослужителя — абсолютного трезвенника.

— Действительно, даже обряд причащения как-то не вяжется с антиалкогольными программами…

— Как сказал на слете протоиерей Игорь Бачинин, если причащающий воспринимает вино как вино, не верит, что во время обряда это — кровь Христова, то ему лучше вообще не причащаться. И алкоголикам мы в нашей организации говорим, что им лучше не участвовать в причастии, пока не укрепились в вере. Капля алкоголя может послужить причиной срыва. Кто хочет излечиться, даёт обет трезвости навсегда.

— И вы его тоже давали?

— Чтобы этой темой заниматься, помогать другим, необходимо соблюдать сухой закон, полностью отказаться от алкоголя. И сделать это надо добровольно.

— Даже на Новый год вы не выпили бокала шампанского?

— А зачем? Я не пью с того времени, как пришла в организацию. Алкоголь — это тоже дух. И надо определиться: служить Богу или против него. И понимать это нужно на уровне идеи. Ведь зависимость наступает тогда, когда человек нарушил духовные законы по отношению к себе, к обществу. Чтобы выздороветь, нужно разобраться в себе, понять, в какой момент ты сделал что-то неправильное.

**

Чтобы стать счастливой, женщина должна научиться ставить цели, которые касаются не других, допустим, вылечить супруга, обеспечить материально детей, а которые касались бы её лично, того, чего ей хотелось бы достичь в жизни. Как известно, если мама счастлива, то счастливы все в семье.