Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Север просиявший

Фото: из открытых источников

В Русском Устье нашли фрагменты иконы «Знамение». Об этом рассказала аллаиховская улусная газета Республики Саха «Путь развития».

Русскоустьинцы считают себя потомками новгородцев, бежавших морем от гонений Ивана Грозного, достигших устья Индигирки и поселившихся близ Северного Ледовитого океана. Традиция почитания иконы «Знамение» — одна из основ этой истории. По легенде, поселенцы, прибывшие на студеную землю, имели список этой иконы.

В августе 2014 года в Русском Устье была освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение», подаренная Новгородской областью к 375-летию поселения. Храма там не было с 1930-х, когда коллективизаторы разграбили и сожгли церквушку. В советское время поселение было перенесено на другое место и переименовано, став Полярным.

Как теперь выяснилось, местный житель Гавриил Шелоховский подобрал выброшенный активистами оклад (икону они забрали «на хозяйственные нужды»). И оклад пролежал на крыше старой нежилой землянки без малого 90 лет. Ровно столько нынче исполнилось средней школе Русского Устья. И сын Гавриила Пантелеймоновича Василий Шелоховский подарил школьному музею то, что осталось от святыни.

В Русском Устье, где столетиями свою историю, язык, обычаи передавали изустно, трудно отделить факт от легенды. Конечно, сказания тоже могут иметь под собою некую правдивую основу. Но вряд ли мы можем разделить оптимизм наших якутских коллег, когда они уверенно относят к XII веку икону, от которой остался лишь оклад.

Игорь Чикачёв — патриот Русского Устья, краевед, писатель — согласен: «Конечно, такая вероятность крайне мала. Тут изучать надо, а не заявлять. Дай Бог, чтобы икона была хотя бы XVI века, к которому легенда относит заселение Русского Устья. Реально же доказано, что первыми поселенцами были казаки и промышленники, и они появились на Индигирке в 1638 году».

Как отмечает Игорь Алексеевич, нынешние русскоустьинцы по мужскому гаплотипу N1c1 близки жителям Карелии и Чердыни (Пермь). Что вновь толкает нас в область гипотез.

И ещё одна интересная подробность от Чикачёва: «В 1866 году церковники признавали эту икону («Знамение». — В.Д.) старинной и крупной для маленькой церквушки, об этом существует документ в архиве Якутска. Но какой именно век был для них точкой отсчета старины?