Центр помощи «Примирение» начинает новый гуманитарный проект
Более 20 лет новгородский Центр помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Примирение» ведёт работу по профилактике бездомности и социальной реабилитации бездомных. Если говорить простыми словами: его сотрудники не дают человеку, лишившемуся дома, окончательно превратиться в лицо без определённого места жительства.
Не у всех подопечных «Примирения» это получается, но те, кому всё-таки удалось начать нормальную жизнь заново, остаются навсегда ему благодарны. Некоторые даже становятся его волонтёрами — уже сами помогают другим подняться со дна.
Адаптация и социализация
Изначально Центр, который представляет собой что-то вроде хостела, создавался для того, чтобы бывшие заключённые смогли адаптироваться на свободе. Это было желание одного из его четырёх учредителей — человека, которому выпало испытание тюрьмой.
Нередко многие из сидельцев просто не знают, куда им идти: в семьях их не ждут, жилья, как и работы, нет, остаётся улица, и маячит перспектива клейма «бомж». Со временем в приют, что расположен в Западном микрорайоне Великого Новгорода, потянулись и такие, кто из-за чужой подлости или собственной беспечности потерял жильё. Но принять Центр может при одном существенном условии — не пить спиртного и начать работать. Правило железное — труд облагораживает человека. Трудоустройством, восстановлением документов занимается Центр. Зарплату его опекаемый тратит на съём жилья.
По данным «Примирения», достоверность которых основывается на опросе почти 750 человек, обратившихся к нему за помощью, чем дольше тянется бродяжничество, тем меньше шансов восстановиться в обществе.
Бомжевание приобретает необратимый характер, когда его стаж составляет более трёх лет.
2,7 миллиона рублей грантовых средств получила в 2020 году Новгородская общественная организация «Примирение» на помощь бомжам.
Принимая во внимание данное обстоятельство, председатель Центра Михаил КРУГЛЯК занялся подготовкой проекта «Навстречу переменам». В прошлом году он выиграл конкурс Фонда президентских грантов. По словам Михаила Григорьевича, грантовые средства — а их сумма составила более 1,9 млн рублей — позволили реализовать проект комплексно и системно.
— До 2019 года наша организация никогда извне не получала денег, существовала на личные средства её учредителей. Единственное — 10 лет назад продукты питания для подопечных Центра регулярно стало поставлять одно из новгородских крестьянско-фермерских хозяйств, — сообщил он. — Мы предлагали поучаствовать в проекте тем, кто на улице находился недолго. В Центре могут проживать одновременно 30 человек. Благодаря гранту в течение трёх месяцев каждый день они обеспечивались трёхразовым питанием, им оказывалась первая медицинская помощь. Кроме того, с ними работал психолог, настраивал их на то, что они могут изменить жизнь.
Через эту своеобразную программу обновления за год прошли 122 человека. Женщины, а их было значительно меньше, жили отдельно в благоустроенной квартире.
«Газель» с горячей едой
Грантовая поддержка позволила также организовать раздачу нуждающимся горячего питания. Два раза в неделю: в среду и субботу арендуемая Центром «газель» отправляется по одному и тому же маршруту. Бездомные, а также малоимущие, зная время прибытия машины, заранее приходят к месту её стоянки. Помимо обедов она везёт баулы с вещами. К рейдам присоединяется медсестра, чтобы обработать раны у бездомных.
Как рассказал Михаил Кругляк, с конца марта, когда в стране из-за пандемии коронавируса были введены ограничительные меры, в Центр за помощью стали обращаться многодетные, малообеспеченные семьи, пожилые люди, инвалиды.
— В апреле и мае нам пришлось увеличить выездную команду в два раза, с 4 до 8 человек, а также количество порций. То, что прибавилось число бездомных, было очень заметно. Ранее они питались тем, что выбрасывали кафе и столовые. И когда их закрыли, люди потеряли возможность бесплатно поесть. У нас случались и драки за обед. Но сейчас такого ажиотажа нет, — говорит Кругляк. — В условиях самоизоляции сумели наладить дистанционную работу благодаря ноутбукам, которые выиграли в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина.
В тюрьме тепло и сытно
Не так давно стало известно, что «Примирение» снова выиграло конкурс Фонда президентских грантов. А это значит, что все мероприятия, которые оно проводило ранее, будут пролонгированы ещё как минимум на год. Но, помимо них, в программу будет включена ещё социальная поддержка бывших заключённых. Михаил Григорьевич пояснил, сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области часто по личной инициативе выходят на Центр с просьбой помочь освобождающимся из колоний с трудоустройством. Однако обстоятельного диалога с руководством УФСИН о сотрудничестве, к сожалению, ещё не было:
— Нам бы очень хотелось побывать во всех шести колониях региона, и рассказать о своей деятельности. Если нам всё-таки не разрешат их посетить, у нас подготовлены для заключенных небольшие рекламные листовки с перечнем услуг, которые предоставляются в Центре. На протяжении нескольких лет мы проводили исследование. Его результаты повергли нас в шок: 53% опрошенных имели когда-либо судимость, 16% из них умышленно совершали небольшое преступление зимой для того, чтобы не мёрзнуть на улице и не умереть от холода. То есть специально стремились попасть в тюрьму, где тепло и кормят. Отсутствие денег, работы и ночлега приводит к безысходности, при которой человек идет на нарушение закона.
История Валентины
Мир бездомности — закрытый. Отчасти само общество отворачивается от дурно пахнущих бомжей, да и сами постояльцы «Примирения», у которых есть надежда, что ещё не всё потеряно, не афишируют своё положение. Определённую силу получают, когда их программа реабилитации завершена.
Своей историей успеха со мной поделилась повар Центра Валентина. Сегодня она в его команде, а 12 лет назад пришла в «Примирение» в качестве того самого лица. До своего визита в приют два года скиталась, лишилась всего и имела сильную тягу к спиртному. Тогда ей было 48 лет.
— С мужем у меня получилась проблема, разбежались мы с ним. Он в квартире остался, а я просто ушла. По знакомым болталась, а потом и на улице оказалась. Познакомилась с такими же ребятами, как я. Они мне подсказали про этот Центр. Обратилась, и меня без проблем в нём оставили. Восстановили мне паспорт, который муж порвал. На работу устроили. А когда предложили готовить еду для подопечных, сразу согласилась. Теперь я — волонтёр, — с улыбкой сказала Валентина.
Самое светлое воспоминание женщины связано с рождением сына. «А то, что супруг такой попался, что ж поделать», — вздыхает она. Трудится она дворником, получает пенсию — на жизнь, в общем, хватает. А для души — добровольчество.
— Видимо, у меня такой склад характера, умею со всеми ладить. Бывает, что сюда попадают женщины агрессивные, гордые, хотя ничего за собой не имеют. Но мы всех принимаем. Вот мужчина после инсульта в Центре поселился, ходит и говорит плохо. Куда ему работать. Скорее всего, будут определять в интернат. А я живу прекрасно, с 2008 года ни разу не плакала. И с сыном всё хорошо.
* * *
Подсчётом количества бездомных на территории региона, говорит Михаил Кругляк, никто не занимается. А между тем, по его предположению, их может быть несколько тысяч. Что касается среднего возраста лица без определённого места жительства, то, по статистике Центра, он составляет 44 года. Как правило, бездомным необходимы продукты питания, они испытывают нехватку сменной и теплой одежды, нуждаются в лекарствах и в возможности помыться. У них плохое состояние здоровья из-за травм — обморожения зимой и ожоги при ночлеге на теплотрассах, при этом по причине отсутствия полиса и снилса они не могут получить медицинскую помощь.