Вторник, 05 ноября 2024

Людмила Данилкина

Путь классики

Этим летом члены клуба «Ретро Новгород» стараются регулярно устраивать пробеги старых машин по Новгороду с остановками в людных местах.

Фото: из архива автомотоклуба «Ретро Новгород»

Интерес к старым автомобилям помог создать профессиональную мастерскую и автомотоклуб «Ретро Новгород»

Машины давно уже стали обычным средством передвижения. Но не все: та техника, что стоит во дворе и рядом с домом Дмитрия ИВАНОВА, однозначно относится к роскоши, точнее — к ретророскоши. Тут и «Волги», и «РАФ», и старые мотоциклы, и даже «Чайка»...

Доигрался!

— В детстве, как и многие другие мальчишки, играл в машинки. Правда, я их ещё разбирал до винтиков, и из двух-трёх собирал совершенно другую модель, — рассказывает Дмитрий. — Потом пошли велосипеды, мопеды, мотоциклы, ну и машины. Закончил новгородский политех — по автомобильному транспорту. Трудился по специальности, и не только. Была мечта: восстанавливать старые авто. Первоначально планировал за американскую технику взяться, но это было бы очень дорого, поэтому решил, что займусь «Волгами», причем предпочтение отдал ГАЗ-24. Почему именно этой модели? А это — первый автомобиль, за руль которого я сел: было мне тогда лет 12, наверное. Но вот как ощутил себя в салоне, звук работающего двигателя, восторг от того, что еду, я и сейчас помню. Под окнами дома, где мы жили, работал авторынок, и там в углу стоял ГАЗ-24 в состоянии, близком к металлолому. Я долго раздумывал, но потом всё же приобрел его. С этого момента и пошел отсчёт моей реставрационной деятельности.

Год ушел у Дмитрия на восстановление этой «Волги». Говорит, чтобы оживить её, купил на запчасти ещё три машины. В 2015 году обновлённый ГАЗ-24 поехал. Через год Иванов представил его на новгородском фестивале по дрэгрейсингу и автозвуку, в рамках которого проводился конкурс на лучший классический автомобиль, и его «Волга» получила этот статус.

Думать не только о себе

— Там же на фестивале познакомился с ребятами, у которых тоже была ретротехника. Мы решили объединиться и создать клуб по интересам, чтобы вместе совершать выезды, рассказывать людям о классике автопрома. Правда, поначалу не особо активничали в этом плане, и был даже период, когда клуб не действовал, — продолжает собеседник. — Но два года назад я вновь взялся за дело, и сейчас в «Ретро Новгород» уже около 20 членов.

Общественное объединение наладило сотрудничество со Старорусским клубом, и теперь они организуют совместные фестивали, рушане обучают коллег, как лучше проводить презентационные мероприятия. Новгородский клуб старается, особенно летом, устраивать регулярные пробеги колонной по городу с остановками в определенных местах, чтобы у горожан была возможность разглядеть машины и мотоциклы, послушать рассказы их владельцев, задать вопросы.

И последняя такая акция прошла в минувшие выходные. Дмитрий говорит, что посетившие выставку горожане проявили большую заинтересованность, многие делились воспоминаниями о машинах, которые когда-то были в их семьях.

В планах Иванова — официально зарегистрировать клуб «Ретро Новгород» как НКО, что даст объединению больше возможностей.

Мастерская «ГаражИ»

— После того как отреставрировал первую «Волгу», окончательно понял, что именно этим и хочу заниматься профессионально. Начал набираться теоретического и практического опыта, — продолжает разговор Дмитрий. — «Волги» ещё тем хороши, что к ним можно подобрать детали от машин этой марки разных моделей. И ещё тем, что почти каждая — со своей особой историей. Как-то увидел стоящий во дворе одного дома ГАЗ-24 1973 года выпуска, который всё время находился в одних руках. Хозяин рассказал, что деньги на эту чёрную «Волгу» он заработал на Кубе. Поехал покупать машину в Москву, в знаменитый магазин «Берёзка». Там ему предложили автомобили белого, бежевого цветов, он же хотел именно черную, а такие «Волги» в то время шли в основном за рубеж. В общем, за цвет ему пришлось прилично сверх цены доплатить.

За пять лет через умелые руки Иванова прошли десятки ретромашин, и не только «Волги». Он замечает, что и в небольшом Великом Новгороде старой техники очень много, что уж говорить про крупные города, поэтому и заказчики у него — из разных концов страны.

До этого времени Дмитрий брался за реставрацию автомобилей просто как опытный любитель в полностью оборудованной всем необходимым мастерской. Сейчас же готовит бизнес-проект, чтобы по областной программе заключить социальный контракт и получить 250 тыс. рублей на открытие ИП.

В том, что заказы будут, он не сомневается, потому что за пять лет успел себя хорошо зарекомендовать среди мастеров, восстанавливающих старую технику, и ещё потому, что у россиян растёт интерес к классике советского автопрома.

* * *

Дмитрий Иванов только что завершил реставрацию легендарного советского автомобиля представительского класса ГАЗ-14 «Чайка».

https://novvedomosti.ru/images/photos/65-606-90.jpg

— Она выпускалась с 1977 года по 1988-й. Автомобилей данной модели сошло с конвейера всего 1120 штук. Конкретно эта машина, как сообщил мне её последний владелец, и заказавший реставрацию, была одной из тех «Чаек», на которых ездил Эдуард Шеварднадзе, — рассказал мастер, демонстрируя результат своей работы. — Прибыла она ко мне в довольно печальном состоянии. Около девяти месяцев ушло на то, чтобы придать ей былой лоск. Из-за её длины мне даже пришлось нарастить мастерскую. Всю её разобрал до последней детали и заново собрал. Мне помогали коллеги — варили железо и красили машину, полностью меняли обивку салона. «Чайка» на ходу, и мы даже небольшой сюжетный ролик сняли с героем, который, как и положено высокопоставленному чиновнику, вальяжно расположился на заднем сиденье зелёного бархата.

Человек за рулём такого авто чувствует себя немного скованно — простора маловато. Но нужно помнить, что в «Чайке» главным был отнюдь не водитель, а его пассажиры.