Суббота, 21 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Поющий металл

Звонница ждала своего часа больше 10 лет. И дождалась.

Фото: Марии КЛАПАТНЮК

Готовы ли горожане к современному искусству и неравнодушной жизни?

В начале августа в Веряжском парке появилась Звонница — поющая скульптура из металла. Объект для Великого Новгорода более чем необычный, но в местный ландшафт он вписался на ура. С её создателем новгородским скульптором Вячеславом СМИРНОВЫМ мы поговорили о восприятии нового, об антивандальном искусстве и равнодушии к окружающему.

— Появление Звонницы в Веряжском парке наделало много шума во всех смыслах. Пока одни восхищались нестандартным видом скульптуры, другие возмущались, что спать жители окрестных домов при таком соседстве не смогут: в колокола будут бить круглосуточно.

— Сейчас шум улёгся, хотя сначала действительно казалось, что многим не нравится. Звонница вписалась в существующий ландшафт идеально, особенно учитывая, что в будущем вокруг неё вырастет яблоневый сад. Расстояние до ближайших домов — приличное: звон если и будет долетать, то смягчённый. Звонница замечательно звучит на ветру. Отдельные голоса каждой пластины вместе создают объёмный звук.

— Насколько удачно складывается судьба других твоих скульптур, вписанных в городское пространство?

— Птица Сирин «улетела» с набережной Невского. Сейчас живёт без клетки около моей мастерской, потому что все хотели сфотографироваться прямо с ней. Взрослые люди гнули прутья, лезли внутрь, чтобы сделать фото. А ведь им для этого нужно было приложить серьёзную силу…

— Болезненно воспринимаешь такое варварское отношение к своим творениям?

— Было тяжело, когда моя первая городская скульптура «Семья» простояла на Фёдоровском ручье три дня. А потом, «благодаря» жителям, по ней пошли очень серьёзные трещины. Восстановить её практически невозможно. Проще переделать. Теперь, работая над новыми объектами, стараюсь закладывать в проект антивандальные решения. К примеру, на Звоннице кольца для колоколов мы заварили. Надеюсь, теперь её сложнее будет испортить.

— В чём, на твой взгляд, причина вандализма?

— Это не всегда вандализм. Зачастую — равнодушие. К примеру, ребёнок не знает, как взаимодействовать с новым, а взрослые не хотят помочь и подсказать. Хотя что может быть более нормальным, чем объяснить: звуки нужно извлекать аккуратно, а не бить со всей мочи. Почему-то сейчас я не вижу в обществе соучастия в жизни друг друга, в общей жизни города.

— А ты сам чувствуешь город своим домом?

— Мы многие вещи просто не замечаем. Недавно новое городское движение, отстаивающее сохранность деревьев в Новгороде, разместило информацию: при ремонте фасада здания на Большой Московской леса укрепили досками, прибив их прямо к живым стволам деревьев. Трудно себе такое представить. Беда в том, что я обратил на это внимание только в Интернете. Хотя буквально в тот же день проходил мимо. И многие, наверное, не заметили. Поэтому прекрасно, когда есть люди, которым не всё равно, что творится вокруг. Это даёт надежду на будущее.

Всё, что происходит сейчас в городе, делается не только и не столько для себя, сколько для наших детей, внуков. И в этом сложность. Результата хочется уже сейчас. Но нельзя лепить как попало, нельзя жить только сегодня — нужна долгосрочная перспектива.