Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Обстановка по требованию

По мнению Евгения Жилина, разномастные уличные торговые точки превращают город в «шанхай». Но с его позицией категорически не согласны их владельцы.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

В Великом Новгороде для нестационарных торговых объектов определят дизайн-код

Конкретный срок, когда начнётся строгая регламентация внешнего оформления улиц Великого Новгорода, в мэрии пока не называют. Но дают понять, что рано или поздно это произойдёт. Размещение рекламных конструкций, вывесок, нестационарных торговых объектов (НТО), а также временных кафе на летний период будет законно, только если оно будет подчиняться дизайн-коду.

Впрочем, чтобы он обрёл силу, в местные нормативные акты необходимо внести его требования. Так, в августе Дума Великого Новгорода одобрила изменения в действующее положение о рекламе, касающиеся локации и габаритов рекламных конструкций и вывесок.

А вот положение с требованиями к НТО утверждается городским комитетом экономического развития и инвестиций. Как отметил на пресс-конференции, посвящённой введению дизайн-кода, председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации Великого Новгорода Евгений ЖИЛИН, данный документ подготовлен, но пока не пущен в оборот. 

— Если положение утвердить в том виде, который у него есть сейчас, то 95% нестационарных торговых объектов в городе не будут ему соответствовать, — сказал Евгений Жилин. — Администрация не может поставить бизнес перед невыполнимой задачей. 

Согласно дизайн-коду, уличные павильоны должны быть одинаковых размеров, выполнены из одинаковых материалов и стоять по одной линии на твёрдых основаниях. Затрагивают новые правила и остановочные комплексы. Администрация видит их обновлёнными и эстетически привлекательными.

— Наша задача — разделить потоки пассажиров и потоки потребителей. Сейчас мы анализируем, каким образом разместить торговлю на проспекте Мира, чтобы она не мешала пассажирам. Переносить её с остановок мы не предлагаем, но возможность отодвинуть торговлю на 10–15 метров влево или вправо учитываем. Кроме того, НТО не должны находиться там, где под землёй имеются инженерные коммуникации, — сообщил Евгений Жилин.

Дизайн-код — это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Его цель — убрать уличную рекламную анархию и подчеркнуть уникальный исторический облик города.

В общем, уже понятно, что затраты, связанные с внешним преобразованием Великого Новгорода по дизайн-коду, лягут на плечи предпринимателей. Чтобы уменьшить волну их недовольства, в мэрии рассматривают два варианта: выбрать год, когда все разом перейдут на единый формат, или для каждого бизнесмена установить определенный период — в зависимости от того, когда у него заканчивается договор аренды. Допустим, если он завершается в этом году, то привести к нормативам свой торговый павильон предприниматель обязан с середины 2021 года или в начале 2022 года. В любом случае, как заверил Евгений Жилин, положение по НТО ещё будет обсуждаться с бизнес-сообществом и разработчиками дизайн-кода КБ «Стрелка». Но до конца этого года документ будет принят.

*  *  *

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Равиль ДАУТОВ, директор ОА «Лактис»:

— К сожалению, с нами никто не обсуждал требования к нестационарным торговым объектам. Администрация встреч не назначала. Видимо, её представители решили этот вопрос самостоятельно, не привлекая в рабочую группу по решению вопроса предпринимателей и владельцев торговых точек. В первую очередь необходимо было узнать у жителей Великого Новгорода, нужен ли им дизайн-код, как они его понимают и понимают ли вообще? Хотят ли горожане вместо 500–1000 разноцветных торговых павильонов увидеть такое же количество обезличенных киосков? Готовы ли горожане заплатить за такие изменения через неизбежное повышение цен на продукцию, которые производители вынуждены будут поднять, чтобы хоть как-то покрыть расходы на замену и модернизацию павильонов? К примеру, для «Лактиса», у которого в областном центре более 40 киосков молочной продукции, это обойдется в 50 миллионов рублей. 

Андрей НОВГОРОДСКИЙ, директор компании «Цветновторг», владеющей в городе семью остановочными комплексами:

— Реализация в настоящее время дизайн-кода может стать подножкой для малого бизнеса. Предприниматели ещё не встали на ноги после действия ограничительных мер, что были установлены из-за угрозы распространения коронавируса. Новые правила необходимо отложить хотя бы на год. Они могут стать для бизнеса большой проблемой. Если следовать дизайн-коду, то теряется уникальность внешнего оформления компаний. Например, торговая марка моего предприятия официально зарегистрирована. Было вложено много сил и средств, чтобы новгородцы знали про наши торговые точки, которые ориентированы главным образом на шаговую доступность. По новым правилам для вывески предприятия остаётся не так много места, поэтому непонятно, как мы будем выделяться на фоне других остановок. Но самый большой вопрос — во сколько обойдётся предпринимателям замена павильонов на те, что рекомендованы дизайн-кодом, и будут ли гарантии, что спустя какое-то время правила снова не поменяют. Никто не спорит, что город должен выглядеть лучше. Но введение дизайн-кода может погубить наш бизнес. Разумнее было бы не убирать павильоны, а провести их реконструкцию.