Пятница, 03 мая 2024

Елена Кузьмина

Куда всё катится

Олег Шеломов на своём лигераде побывал в Финляндии и Швеции.

Фото: из личного архива Олега ШЕЛОМОВА

Истории новгородцев, которые владеют очень необычными велосипедами

Велосипеды завоёвывают всё больше места на дорогах Новгородской области. Двухколёсным железным конём сегодня никого не удивишь. Почти. Бывают исключения, доказывающие, что человек может с удобством пользоваться не только привычными средствами передвижения. Им и посвящён наш материал — необычным велосипедам и их владельцам.

В Швецию на лигераде

Новгородец Олег ШЕЛОМОВ — пенсионер, специалист по администрированию сайтов и счастливый владелец лигерада — лежачего велосипеда.

Лигерады, или рикамбенты, — редкость не только в России, но и в Европе, где существует их промышленное производство. В нашей стране подобную технику не производят. Вот и Олег Шеломов свой велосипед купил шесть лет назад в Германии.

— Лигерады делятся на два типа — руль сверху и руль снизу, — рассказывает Шеломов. — У моего велосипеда руль внизу, и освоился я с ним не сразу. Поворачивал вправо, а ехал влево. Прежде чем выехать на дорогу, неделю тренировался.

Но после этого новгородец ни разу не подумал о возвращении на стандартный велосипед. Не хочется. Да и зачем, если на лигераде очень удобно. Это только непосвящённому может показаться, что управлять велосипедом из положения лёжа некомфортно или опасно. На самом деле если и упадёшь, то на бок, с небольшой высоты.

Лигерады появились в начале прошлого века. В 1933 году их впервые использовали на международных соревнованиях, но уже через год Международный союз велосипедистов запретил их применение в спортивных гонках из-за более высоких гоночных качеств по сравнению с велосипедом со стандартной посадкой. Возможно, из-за этого лигерады утратили должное внимание к себе и с годами стали редкостью, хотя имели все шансы занять привилегированное положение.

У лежачего велосипеда — свои плюсы и минусы. Он очень удобен для путешествий благодаря широкому обзору.

— Такой велосипед из-за более мощной рамы тяжелее обычного, но есть не менее весомые плюсы. К примеру, более высокая обтекаемость. Благодаря этому приходится прилагать меньше усилий, — сказал Олег. — Максимальную скорость он развивает примерно такую же, как и стандартный велосипед, — до 30 километров в час.

Однако в городе в потоке машин на лигераде ездить небезопасно. Он ниже стандартного велосипеда, и можно запросто не заметить выезжающий наперерез автомобиль. Правда, это в России. В Швеции и Финляндии другие правила. Там автомобилист должен держаться минимум за полтора метра от велосипедиста.

Солнце на спицах

Студент НовГУ Михаил РОМАНОВ — владелец электровелосипеда-трайка, который в экспериментальных целях собрал сам чуть больше года назад. Назвал его «Сверхтяжёлый гибридный трайк «Солнцекат-110». В университете новгородец изучает художественную обработку материалов, но в сфере его интересов находятся также радиоэлектроника, электрика и альтернативные виды энергии.

— Идея собрать такой велосипед появилась несколько лет назад и была связана с поиском чего-то, где можно было бы задействовать альтернативную энергию, — рассказывает Михаил. — От задумки до реализации прошло много времени. Но велосипед и сейчас находится в состоянии доработки, это не финальный вариант.

https://novvedomosti.ru/images/photos/83-823-16.jpg
Сейчас Михаил Романов заряжает «Солнцекат», включая его в розетку. Но в будущем планирует использовать солнечные батареи. Фото GPVN.ru

Свой трайк Михаил построил на базе готового грузового велосипеда Армавирского велосипедного завода. Единственным внешним изменением стала установка усиленной передней вилки и колеса с двигателем.

— В электрических цепях применены оборудование для солнечных электростанций, детали бытовой электрики, запчасти автомобилей «ВАЗ» и «КамАЗ», — говорит новгородец. — Каких-то значительных собственных схемных и корпусных решений нет. Лишь некоторые детали, необходимые для совместимости частей.

На «Солнцекате» Михаил Романов выезжает в основном на прогулку по городу. Случается это нечасто, так как использовать электротранспорт в дождливую погоду нельзя.

На своём электротрайке студент НовГУ за покупками пока не ездил — свободная часть грузового отсека невелика. В него вмещается лишь сумка, куда можно положить инструменты, продукты или ещё что-то некрупное. Остальное занято электрооборудованием.

— Их я пока не установил, в магазине не было батарей нужного размера, но в остальной части схемы имеется всё необходимое, и такой способ зарядки полностью поддерживается, — сказал Михаил. — Предусмотрены два рода работы — обычный заряд при стоянке и подкачка прямо на ходу.

Трость с колесом

Ещё один наш герой — Евгений НЕФЁДОВ, куратор проекта «Велосипедизация Великого Новгорода» и обладатель английского складного велосипеда «Стрида». Но складывается он не пополам, как обычно, а фактически превращается в трость, которую можно катить перед собой.

Другое заметное отличие — небольшие колёса, которые делают велосипед похожим на детский, но это не так. Это самый настоящий взрослый велобайк.

— Вместо цепи на таком велосипеде — ремень, и передача настроена так, что почти не нужно прилагать усилий даже для того, чтобы въехать в гору, — говорит Евгений. — Мой вариант — односкоростной. Но есть подобные велосипеды, рассчитанные и на три скорости.

https://novvedomosti.ru/images/photos/83-825-79.jpg
Велосипед Евгения Нефёдова после сборки превращается в трость, которую можно катить перед собой. Фото GPVN.ru

Главное неудобство при езде на таком велосипеде — невозможность преодоления бордюров и других больших неровностей на дороге. Всему причиной — маленькие колёса.

Это исключительно городской транспорт, грунтовка ему противопоказана. Кроме того, нельзя установить велокресло для того, чтобы перевозить ребёнка. Но зато он очень удобен в транспортировке, обслуживании и легче обычного. Можно взять с собой в поезд, поставить около столика в кафе — если нет велопарковки, положить в багажник автомобиля.

— На этом велосипеде я катаюсь уже несколько лет. Таким же пользуется моя жена, — рассказывает Нефёдов. — Ременной привод почти не требует ухода. В отличие от цепи. За всё время единственное, что я менял, — тормозные колодки. Но это — расходный материал.

Сейчас Евгений мечтает о новом велотранспорте — с вместительным грузовым отсеком впереди. Жалеет только, что инфраструктура в Великом Новгороде не успевает за такими мечтами. Велодорожек в областном центре остро не хватает. Поэтому в основном горожане предпочитают пользоваться горными байками, которые могут справиться с многочисленными бордюрами. Но метр за метром велоактивисты расширяют удобную для себя среду.