Пятница, 27 декабря 2024

Василий Дубовский

Сердоболье — русский курорт с финским акцентом

Вид с горы Паасо.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

«Долго будет Карелия сниться» — Карелии ещё не видел, а стихотворение Вадима Шефнера уже вспоминал. И вот они — лес, камень, вода. Простой набор, а сколько комбинаций.

Чем ближе Сортавала, тем бодрее дорога. Подъёмы, спуски, повороты. А этот узкий карельский «серпантин»: с одной стороны — ладожская протока, с другой — каменная стена. Ух! Валдайские горки отдыхают.

Если сравнивать размеры, то Сортавала и есть примерно Валдай — около 20 тысяч населения. Невелик городок, но также туристически крайне перспективен. И в этом смысле у себя в регионе — также на второй позиции. Сразу за «столицей». На этом тему похожести можно и оставить.

Обилие финских названий. Хелюля, Хелюля, завтра грабим короля... Вы знаете, они далеко не все певучие. Такое чувство, что вы — в Финляндии, почему-то перешедшей на кириллицу. Ну и архитектура центральной части Сортавалы не скажешь, что наша. Рукотворные достопримечательности города возникли в основном в XIX — начале XX веков. И причастны к этому такие люди, как банкир Леандер, купцы Сийтонен, архитектор Ульберг...

Судьба порубежья: по большей части здешними землями владела Россия (первоначально ещё в лице Великого Новгорода), но город заложили шведы, а в культурном отношении заметный след оставили финны. К слову, по окончании Великой Отечественной войны лиц данной национальности активно переселяли по другую сторону советской границы. Сегодня финская доля в национальном составе Сортавалы — 7%.

А названия, да, они остались. Как бы то ни было, исконный новгородский этноним — Сердоболь — тоже не забыт. Например, так называется молодёжный центр. Здание — современное. Точно строил не Ульберг.

Неподалёку всякому мало-мальски наблюдательному новгородцу бросится в глаза вывеска «Акуловка». Это бренд рыбозаводчиков. В Сортавале успешно торгуют копчёной форелью. Тысяча и более за кило. Берут, вкусно же.

Если вы продолжите поиск новгородских ассоциаций, то какой-нибудь сердобольный сортавалец укажет вам на музей Кронида Гоголева. Выдающийся мастер, резчик по дереву, народный художник России родился в семье священника в Поддорском районе.

Мир тесен, и всегда есть возможность вдали от дома невзначай встретить если не земляка, то хотя бы в душе новгородца.

— Андрей иже Буслай, — отрекомендовался здоровенный парень в «прикиде» средневекового воина. — Сигтунские врата видел, и как они попали в Новгород — знаю.

Довольно интересная история: реконструкторы объединились в бизнес-отряд, создав самый большой в России музей викингов. Есть ли в державе другие такие музеи, об этом реклама умалчивает. Увлечённые, образованные, предприимчивые, молодые сортавальские викинги — кто откуда: Питер, Урал, Крым...

Как раз Сергей ГОРБУНОВ (старший в команде — все вопросы к нему) — из Севастополя.

— Народ на юга тянется, а вы на север подались. Что так? — поинтересовался я.

— Вы в Крым не зайдёте с проектом на 17 гектарах, — откровенно ответил Сергей. — Во всяком случае с таким, как у нас.

Очевидно, что идея у них — на вырост. Сами же юморят о том, почему в скандинавской деревне есть «корчма иже таверна». Интересно было бы посмотреть, что у них получится через год, другой, третий. Момент для старта выбран удачно: отечественный турист рванул в Карелию.

https://novvedomosti.ru/images/photos/78-722-62.jpg
В музее викингов. Фото Василия ДУБОВСКОГО 

В тёплый сезон местные сдают жильё посуточно. И всё расписано наперёд. Ни одной свободной квартиры. Поток налажен. Откуда только не едут. Ладно, Питер. Это как-то ближе. А центральная Россия, а Краснодар, а Луганск? Километрах в 30 от Сортавалы расположен горный парк Рускеала. Очень популярное место. Примерно на таком же расстоянии — Валаам. В общем, едешь или плывёшь — мимо Сортавалы не пройдешь. А там тоже есть на что посмотреть. И это шанс. Городу банально нужны деньги.

Экскурсоводы, планируя маршрут, стараются избегать непрезентабельных мест, где время будто застыло, где давным-давно нет благоустройства и ремонта. Стыдно же! И перед своими, и перед иностранцами — Финляндия же под боком. Почему финны могли здесь вести дела рационально и аккуратно, а нам исторически что-то мешает? Когда «догоним и перегоним» их по части строительства таких зданий и памятников, которые тоже будут проходить по разряду достопримечательностей?

Местные говорят, что Сортавала уже совсем не такая, как ещё несколько лет назад. Постепенно, пусть не так быстро, как хочется, но город прихорашивается. Так что пожелаем Сортавале новых суперактивных туристических сезонов, как этот, образца 2020 года.

Сама природа позаботилась о городе, как никто не может.

— Это сказка! Это радость от того, что ты с утра пойдёшь на работу, — поверим «профессиональному викингу».

Валентина ДОБЖАНСКАЯ — тот человек, от которого в немалой степени зависит, с какими настроением и мыслями гости города возвращаются домой. Много лет она проводит экскурсии.

— У меня было много возможностей уехать, — признаётся она. — И достойных. Но я знаю, что ничто не заменит мне это место, этот воздух и эту красоту.

В Сортавале у каждого всегда есть возможность подняться над суетой, над самим своим городом, оценить, чем обладаешь. Достаточно взойти на гору Паасо. Кто-то возразит: что за гора, всего-то 79 метров над уровнем моря? Так, каменный холм. А подойдите-ка к краю этому каменному. Мало? И какой же оттуда вид!

https://novvedomosti.ru/images/photos/78-723-27.jpg
Кажется, что ты попал в Финляндию, которая перешла на кириллицу. Фото Василия ДУБОВСКОГО 

Год назад, в сентябре, у города появился ангел-хранитель. Пятиметровую скульптуру установили на ещё одной здешней горе — Кухавуори. Событие это, правда, вызвало нешуточные споры в соцсетях, поскольку инициатором установки арт-объекта была Ассоциация христианских евангельских церквей. А второй такой ангел обосновался на Камчатке. По замыслу они обращены друг к другу. В общем, красивая символика. Но вот той ли «конфессии» ангел? Что сказать? Памятники ставят те, кто их ставит. И строят те, кто строит. Дом, город, страну.

Чего я почему-то не увидел в Сортавале, так это простого шиповника — его-то в старину на севере и звали сердоболем...