Среда, 20 ноября 2024

Елена Кузьмина

Потребляй сознательно

Андрей Никитин: «Всё больше новгородских компаний будут проходить тестирование и в случае соответствия необходимым требованиям получать Знак качества, который позволит им выходить за пределы региона».

Фото: vk.com/novreg

Кто заслужит Знак качества и появится ли в регионе аудитория умных покупателей

Губернатор Андрей Никитин и руководитель Роскачества Максим Протасов подписали дорожную карту ключевых этапов сотрудничества правительства региона и АНО «Российская система качества». Что это означает для новгородских производителей и покупателей? В эксклюзивном интервью «НВ» Максим ПРОТАСОВ ответил на эти вопросы.

— Дорожная карта, в рамках которой намерены работать правительство Новгородской области и Роскачество, предполагает целый список мероприятий. По каким основным направлениям будет развиваться сотрудничество?

— Их несколько. И это ключевые направления работы, которую ведёт Российская система качества. Первое — это улучшение организационных и производственных процессов. Чтобы держать качество выпускаемых товаров на стабильно высоком уровне, необходимо отладить производственные процессы. Поиск узких мест, их исправление, внедрение систем управления качеством на предприятиях и в организациях Новгородской области — одна из наших главных задач в рамках подписанного соглашения.

Ещё один важный блок — повышение качества товаров и услуг. Правительство региона, жители области могут сообщать Роскачеству о проблемах, связанных с качеством той или иной продукции. Мы придём на помощь — включим эти товары в наше веерное исследование, определим их качество и постараемся максимально быстро его исправить.

Другое значимое направление — продвижение лучших товаров региона. Вы знаете, что по результатам веерных исследований Роскачества товарам присваивают рейтинг. Производитель, чья продукция получила максимальный рейтинг, достигла опережающих стандартов качества, получает от нас предложение пройти сертификацию производства. Если такой аудит подтвердит, что и производственные процессы находятся на высоком уровне, компания получит право на получение государственного Знака качества. Немаловажными для присвоения Знака качества являются локализация производства и происхождение сырья: Знак может иметь только российский товар, изготовленный преимущественно (на 95–100%) из российского сырья.

В этом случае мы сделаем всё, чтобы такой товар был представлен на рынке не только Новгородской области, но и в федеральных торговых сетях, и в других регионах страны. Кроме того, в рамках нашего сотрудничества с Российским экспортным центром мы делаем всё, чтобы продукт вышел и на экспортный рынок.

И, наконец, ещё один большой и очень важный момент — работа с покупателем. Мы занимаемся формированием аудитории умных покупателей. Это новый класс потребителей, которых за рубежом называют Smart Consumer или Professional Consumer. Это те, кто не верит всему, что написано на этикетке. Они рачительно и профессионально подходят к выбору покупок. Мы намерены заниматься разъяснительной работой с жителями региона, образовательной деятельностью, в том числе при поддержке информационных ресурсов правительства Новгородской области.

Если один человек будет требовательно и профессионально подходить к выбору товаров, то и его окружение последует его примеру. Сработает эффект сарафанного радио. Это вынуждает и производителей озаботиться повышением качества своей продукции, потому что существует соответствующий запрос от покупателя. Такая работа направлена на повышение сознательности потребительского сообщества, в отличие от репрессивных мер это так называемая «мягкая сила».

Мы работаем над формированием аудитории умных покупателей. Это новый класс потребителей, которых за рубежом называют Smart Consumer или Professional Consumer. Это те, кто не верит всему, что написано на этикетке.

— На какой период рассчитана дорожная карта?

— Дорожная карта — это не статичный документ. Она предполагает развитие сотрудничества между правительством региона и Роскачеством. На прошедшей встрече мы с губернатором Андреем Никитиным говорили о том, что мероприятия, запланированные в рамках соглашения, должны быть скорректированы в течение ближайших двух лет.

Мы уже поняли, что необходимо развивать направление органической сертификации и производства органических продуктов на территории Новгородской области. Регион имеет возможность стать игроком на этом рынке продукции — с дикоросами, экологически чистой продукцией.

Ещё одна инициатива связана со стандартизацией сертификации качества туристических услуг и туристической инфраструктуры. Великий Новгород — это сильный бренд, и необходимо, чтобы за ним подтянулась вся туриндустрия региона.

— Какое количество предприятий региона может быть охвачено дорожной картой?

— В настоящее время количество предприятий в стране, которые проходят через нашу диагностику бизнес-процессов, составляет более 400. Какую долю в следующем году может занять Новгородская область? Потенциально высокую. За последние годы проверку производственных процессов в Роскачестве прошли 15 новгородских предприятий, по 2–3 в год. Может ли их быть 20 в год? Конечно! И в этом заинтересованы в первую очередь сами предприятия и областные власти. Пойдёт ли это на пользу региону? Однозначно — да!

— Предприятия могут самостоятельно заявиться на диагностику бизнес-процессов?

— Да, участие в диагностике бизнес-процессов — добровольное. К примеру, в 2017 году новгородская компания «Медовый дом» стала лауреатом премии Правительства России в области качества. Этот пример уникален тем, что предприятие вошло в число очень немногих, которые, получив высокую оценку в своей стране, затем получили и международную премию по качеству процесса управления. И замечу, что это не промышленный гигант.

Веерное исследование качества товаров мы организуем по другому принципу. Производители, включённые в федеральную проверку, не знают о дате и месте приобретения экспертами их товара на испытание. Но! Предприятие через правительство области может подать заявку в Роскачество о включении того или иного товара в предстоящие исследования.

— Как раз не так давно мёд новгородской компании попал в веерное исследование Роскачества, получив не самый высокий рейтинг. Как это согласуется? Организационный процесс на предприятии — на высоком уровне, а качество продукта пока до него недотягивает?

— Прекрасный и совершенно корректный вопрос. Сразу скажу, что речь не идёт о фальсификации продукта и нарушении закона. Да и получить рейтинг три балла от Роскачества не так просто.

Чем отличается высокое качество управления? Тем, как предприятие реагирует на сигнал от мониторингового органа. И отрадно, что руководство производителя, получив от нас информацию о качестве продукции, начало работу над ошибками. Знаю, что представители предприятия обращались к нашим экспертам за консультацией о том, как ещё более повысить качество исследованных товаров.

— Как получение Знака качества сказывается на продвижении товара? Вы следите за его коммерческой судьбой?

— Раз в полгода мы обязательно проверяем качество этих товаров. Мы хотим, чтобы обладатель Знака качества не почил на лаврах и не переставал производить хороший товар, а наш Знак качества не был дискредитирован. Кроме того, раз в полгода мы проводим сверки и отчитываемся перед правительством страны по таким товарам. Так, в 2019 году прирост продаж продукции, отмеченной Знаком качества, составил в среднем 31%. Это данные от самих производителей. В частности, продажи клубничного йогурта от новгородской компании «Лактис» после присвоения Знака выросли в полтора раза. Мы делаем всё для того, чтобы потребители обратили внимание на такой товар и начали его покупать.

— В том числе такую продукцию выделяют на полках магазинов особыми маркерами?

— Да, при нашей поддержке крупнейшие торговые сети страны проводят промоакции с товарами — обладателями Знака качества: это и чековые механики, и дегустации, и программы лояльности, и многие другие маркетинговые активности. Конечно, нам бы хотелось, чтобы в торговых сетях Новгородской области к такой практике прибегали шире, как это уже происходит в других регионах, потому что новгородцы достойны видеть на полках магазинов лучшие товары.

— Возможно ли расширение списка новгородских товаров в числе исследованных Роскачеством?

— Конечно. Новгородцы и сами могут предложить товары, входящие в число базовых, для нашего веерного исследования. Нам до сих пор приходят письма с такими просьбами, а ведь гораздо удобнее сделать это на нашем интернет-портале или в соцсетях. В распоряжении Роскачества есть все каналы для обратной связи с покупателем.