Среда, 08 мая 2024

Мария Клапатнюк

Пока зелёный город

Добровольцы движения Деревья Великого Новгорода обрабатывают крону красных кленов у Ганзейского фонтана

Фото: из сообщества ВК "Деревья Великого Новгорода"

Новгородцы объединились в сообщество по защите деревьев

В сети появилось сообщество «Деревья Великого Новгорода» — движение горожан, объединённых стремлением сохранить город зелёным и уберечь деревья от истребления. С его основателем, предпринимателем Кирой КОРЕННОВОЙ, «НВ» обсудили, почему необходимо изменить правила и практику ухода за деревьями на более профессиональную и гуманную.

— Кира, зачем сообщество? Накипело?

— Очень. В нашем городе многие люди относятся к деревьям так потребительски и цинично, что оставаться в стороне невозможно. Началось всё с жёсткой обрезки лип на Прусской. По требованию двоих жильцов дома от пышных зелёных крон остались жалкие палки. В ближайшие два-три года то, что осталось, умрёт окончательно. Я рада, что моё озвученное в соцсети отношение к проблеме помогло найти единомышленников. И, к счастью, городское хозяйство сейчас демонстрирует желание сотрудничать.

— Каковы основные проблемы этой сферы, на ваш взгляд?

— Во-первых, скудный бюджет, выделяемый на уход за городом. Доля, заложенная на зелёную часть, крайне невелика. Вдумайтесь, своя вышка для обрезки деревьев у Городского хозяйства появилась только пару лет назад. До этого городу приходилось тратить деньги на аренду вышки у частников. А ведь удаление сухих ветвей, подрезание нижних веток, формирование кроны — это системная работа, прекрасная профилактика падения ветвей и деревьев, значительная экономия для бюджета в перспективе. Во-вторых, муниципальным структурам законодательно запрещено делать краудфандинговые проекты. Уверена, многие из нас выделяли бы какие-то суммы на грамотное и бережное озеленение города при условии прозрачности расходов и возможности ухаживать за городом в диалоге с Горхозом. Третья проблема — у города нет чёткого стратегического плана работы с зелёным каркасом, его комплексного долгосрочного развития, с учётом развития инфраструктуры города в целом. Наконец, четвёртая сложность — подземные инженерные сети. Их много. Там, где проходят сети, сажать крупные деревья уже нельзя.

— Но ведь есть же в городе деревья?

— Да, есть. Их не трогают, пока они растут. Но как только очередной временщик, бизнесмен или жильцы дома решают освободить себе место под парковку и рубят деревья, начинаются непреодолимые сложности. Мест, не занятых сетями, часто оказывается намного меньше, чем вырубаемых деревьев.

— Компенсационное озеленение не помогает?

— На практике такого озеленения почти нет из-за инженерных сетей и отсутствия контроля. Важнее же всего то, что на место взрослого дерева с пышной большой кроной сажают тонкий прутик, который полноценно заменит срубленное дерево только через 30–40 лет. На мой взгляд, неприкосновенность здоровых зелёных насаждений, а также жёсткий процент зелёной территории у каждого здания должны быть закреплены в законе.

— Что ваше общественное движение может сделать в такой ситуации?

— Действовать. К примеру, у Горхоза есть план по количеству спиленных деревьев за год. Мы начали составлять карту сухих деревьев, чтобы спиливали действительно мёртвые либо умирающие деревья. Горхоз также поддержал нас машинами и инструментом при расчистке ивовой рощи на берегу Волхова возле гостиницы «Россия». Рощу мы надеемся сохранить при благоустройстве набережной. Наши добровольцы также помогли Горхозу с высадкой и подвязкой маньчжурских орехов на Гзени. Хотели изначально посадить на Колмовской набережной, но как раз из-за инженерных сетей не получилось.

— То есть какие-то позитивные моменты всё же есть?

— Безусловно. Главное, учиться на своих ошибках. При создании Парка Юности всю зелень снесли, теперь озеленяют с нуля. Помимо больших затрат потребуется десяток лет, пока территория вновь станет заполнена зеленью вместо асфальта. «Добрые» люди ещё и воруют саженцы. Зато при благоустройстве набережной Невского речь идёт уже о сохранении и пересадке взрослых деревьев, растущих там поверх сетей. Радует, что администрация активнее интересуется мнением горожан.