Суббота, 27 апреля 2024

Мария Клапатнюк

Хочешь развиваться? Играй!

Фото: из архива Оксаны СОКОЛ

«Лабиринты ДРЕВНЕГО Новгорода» претендуют на роль нового городского сувенира

С автором исторической настольной игры, тренером, игропрактиком центра «НовМаркет» Оксаной СОКОЛ «НВ» выясняли, зачем нужны игры.

— Оксана, как я понимаю, настольных игр, посвящённых Новгороду, у нас теперь две?

— Да. До этого была «Господин Великого Новгорода», переработанная на местный лад «Монополия», очень популярная, но довольно простая игра.

— Ваша сложнее?

— Пожалуй. Не скажу, что она полностью оригинальная. Тайловая механика, используемая в «Лабиринтах», применена в известных «Каркассоне», «Гномах-вредителях», «Билете на поезд». Но, тем не менее, в «Лабиринтах» много авторского. У нас — историческая игра. И по ходу я с удовольствием могу рассказывать какие-то подробности из истории Новгорода XIII века. Что-то можно почерпнуть из самой игры — прямо на игровом поле есть QR-код, который ведёт на сайт с историями о Новгороде XIII века, сделанный специально для этой игры. Однако выучить историю города, играя в «Лабиринты», вряд ли получится.

Хорошая историческая игра должна быть прежде всего игрой. Держать игроков в тонусе должен процесс, а не историческая основа.

У нас, кстати, есть даже свой «извиняющийся» блок, в котором мы напоминаем, что Новгород XIII века не был таким зелёным, а кремлевские стены в то время не строили из камня, как это изображено на обложке. Но это шаг в сторону эстетики и узнавания. Всё же мы надеемся, что игра может стать хорошим сувениром.

— Как сделать игру сложной и интересной?

— Есть немало методических рекомендаций. Даже к самой элементарной «кинь-двинь» можно добавить свободы, многозадачности, юмора. К примеру, на основе «кинь-двинь» у меня есть игра про четырёх питерских сантехников, цель которых — обогатиться материально и духовно. И вот они восемь часов смены ходят, обогащаются.

— В новой настольной игре всегда пугают правила...

— Правила — действительно большая проблема. Потому что можно разбираться с ними минут сорок, а потом уложить всю игру в 15 минут. Нужно, чтобы всё было понятно и в то же время не слишком длинно и утомительно. Но в результате всё равно каждый играет немножко по-своему.

— А зачем вообще взрослым людям играть?

— Если говорить серьёзно, игра — это свойство развивающегося организма. Пока ты можешь играть, ты развиваешься и открыт к новому. А в современном обществе компетенция постоянного развития очень востребована. И взрослому это не всегда легко, а в детей игра буквально встроена. Они хотят и могут играть постоянно. И это замечательно. Другое дело, что в детских садах сейчас пренебрегают свободной игрой. От взрослых есть запрос на обучение, раннюю интеллектуализацию. А у этой тенденции, как мне кажется, есть и обратный эффект. К примеру, я в качестве эксперта участвовала в хакатоне и видела, какие умные нынче дети.

Современные дети осваивают механику игры, пишут коды, но вот придумать сюжет им крайне тяжело — есть проблемы с воображением. А игра как раз и развивает воображение.

— «Лабиринты» вышли, что дальше?

— Мы продолжаем развивать направление, посвящённое играм, подаём заявки на гранты. Есть идея создать ещё одну историческую игру, выполненную в другой механике. На мой взгляд, перспективна тема веча в сочетании со сложной экономической игрой. Кроме того, будем заниматься подготовкой второго тиража «Лабиринтов»: он должен быть мультиязычным.