Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Штамп как искусство

На фольклорных праздниках мастер-классы Любови Ивановой, как и её изделия из натуральных материалов с вручную набитым рисунком, привлекают внимание большого количества посетителей.

Фото: из архива Любови Ивановой

Новгородская мастерица возвращает древнюю традицию декорирования ткани

Любовь ИВАНОВА — сотрудник Новгородского музея-заповедника. Но её профессиональная деятельность напрямую не связана с народными промыслами, фондами и выставочной деятельностью.

— Правда, тяга к творчеству всегда была, поэтому в прошлом я занималась лаковой миниатюрой. А лет пять назад в Интернете набрела на информацию о набойке по ткани, она меня заинтересовала, я стала изучать технологию, пробовать штампами создавать орнаменты, — рассказывает Любовь.

Мастерица объясняет, что существуют два вида набойки: кубовая — это когда окрашивается материал вокруг рисунка, и верховая, которая выполняется по белому холсту цветными красками.

— Ею я и занимаюсь. Сейчас можно заказать готовые штампы или сделать их самостоятельно. И это только так кажется, что нет ничего сложного в набойке, но, как в любом деле, здесь есть свои тонкости. Поэтому постоянно учусь у более опытных красильщиков, как называют мастеров по набойке, — продолжает Иванова. — Чему учусь? Тому, как правильно составлять композиции на ткани, как сочетать цвета, ведь набойка бывает в несколько оттенков, как подбирать и смешивать краски — рисунок должен отчётливо читаться на изделии и быть стойким.

Особая любовь у мастерицы — к лубочным картинкам. Их она умело штампами, которые по большей части вырезает сама, наносит на сумки, скатерти, салфетки из натуральных тканей. Пробует набивать рисунки по мотивам русских сказок и славянских мифов.

— Человечество издавна было знакомо с набивным процессом, который предусматривает формирование и перенос красочного слоя. Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, обнаружены в Китае и датируются не позднее 220 года н.э., — делает экскурс в историю красильщица. — В России наши предки широко использовали такой способ декорирования. Но, к сожалению, в 20-х годах XX столетия от него отказались. Постепенно про набойку забыли, и, что печально, были утеряны технологические секреты. Но в последние годы благодаря энтузиастам этот вид прикладного искусства возрождается.

Иванова на фольклорных праздниках в «Витославлицах» проводит для посетителей мастер-классы по верховой набойке. Ее работы и экспонаты других мастериц, украшающих штампами изделия, дополняли, как современные образцы, выставку предметов крестьянского обихода и одежды из собрания Новгородского музея-заповедника.

— Экспериментирую с большой площадью для нанесения рисунка, например, с платками. А ещё хочу тематические сюжеты наносить. И почему бы не попробовать Новгородику? Кроме того, думаю, как осовременить набойку, то есть штампами изображать нашу сегодняшнюю жизнь, — поделилась идеями Любовь Иванова.

И добавила, что в её планах — организация выставки новгородских, и не только, красильщиков.