Пандемия коронавируса изменила работу новгородских сестёр милосердия
Чтобы присоединиться к команде сестёр милосердия имени Анны Новгородской, требуется пройти определённую подготовку. Добровольцев обучают навыкам грамотного ухода за пациентами и основам православия.
И только после того как сёстры получают от владыки благословение на милосердное служение, в белых халатах, белых косынках с красным крестом они отправляются на помощь нуждающимся в больницы, приюты, интернаты и по конкретным адресам.
Несмотря на то, что сестринское движение в Великом Новгороде существует более десяти лет, его представительницы периодически сталкиваются с человеческим невежеством. Бывает, что люди называют их «монашками». Татьяна ПЕНЬКОВА, старшая сестра милосердия, в ответ на подобные замечания уже только улыбается — привыкла: говорят так, потому что сами очень далеки от церкви.
— Сестричество выросло из добровольчества. Отряды православных волонтёров есть практически при каждом новгородском приходе, — говорит Татьяна Юрьевна. В сестричестве она состоит с момента его основания, но до сих пор ей сложно объяснить, почему выбрала этот путь. — Обывателю трудно это понять. И родственники меня часто спрашивают: зачем ты помогаешь, ведь ничего взамен не получаешь? А между тем сестричество меня воспитывает. Тут недавно я сама приболела, так тяжело было, что не хотела ни с кем разговаривать. Даже у батюшки поинтересовалась: как мне быть? А он сказал, что смысл сестричества — терпеть, и на телефонные звонки надо отвечать, потому что среди них может быть просьба о помощи.
Сейчас новгородское сестричество милосердия объединяет 50 женщин. Поскольку из-за пандемии коронавируса больницы перешли на закрытый режим работы, они перестали принимать помощь сестёр. Онкологический диспансер и клиника № 2 ЦГКБ, где развёрнут ковид-госпиталь, сделали это ещё весной, а клиника № 1 — около месяца назад.
По словам Татьяны Пеньковой, работа сестёр была особенно востребована в отделениях травмы, неврологии, терапии.
— За последние годы средний возраст новгородской сестры милосердия увеличился, большинство из нас — старше 55 лет. В сестричество люди идут осознанно. Дети выросли, а на руках есть престарелые родители. Они по своему опыту знают о необходимости внимания к тем, кто сам не в состоянии о себе как следует позаботиться. К слову, на моей памяти только двое мужчин решили попробовать себя в уходе за пациентами. Но долго они не продержались, — рассказала Татьяна Юрьевна. — Как правило, сёстры выбирали один день в неделю для работы в стационаре. Кормили и переодевали тяжёлых больных, следили за их гигиеной, перестилали постельное бельё. Если кому-то из пациентов требовалось общение, сестры уделяли ему время. Но у нас принято вести все разговоры после завершения основных дел.
Не все остаются в сестричестве, сложно совмещать служение, семью и работу. А теперь ещё и коронавирус сестёр испытывает как морально, так и физически. И тем не менее Татьяна Пенькова не считает, что в период пандемии следует прекращать благотворительную деятельность:
— Мы направим свои силы на такой вид помощи, как поддержка одиноких людей на дому. Например, помыть человека, купить ему в магазине продукты, приготовить еду и так далее. Нас не так много, и не хочется, чтобы сестёр воспринимали как социальную службу. Преимущественно помощь будет оказываться разово. Но, если потребуется, в каких-то ситуациях она будет и регулярной.