13 декабря журналисту «Новгородских ведомостей» Василию Ивановичу Пилявскому исполнилось бы 75 лет
Он ушёл от нас 24 ноября, совсем немного не дожив до очередного своего юбилея. Долго боролся с коронавирусом, и я верю, что врачи сделали для Василия Ивановича всё возможное. Но наметившееся улучшение состояния растаяло за несколько вечерних часов. Сердце нашего коллеги остановилось.
— Он был самым старшим и опытным журналистом редакции. Всегда подтянут, статен и бодр, казалось, что возраст над ним не властен. В неторопливой речи уроженца Украины внимательный собеседник мог уловить едва различимый акцент, более присущий белорусу. Его хотелось слушать. Говорил громко, но рассудительно, хорошо зная цену каждому своему слову. Поэтому спорить с ним было сложно, а в большинстве случаев и не нужно. Василий Иванович прекрасно знал дело, которым занимался всю жизнь. И людей он видел сразу.
Более полувека отработав в новгородской прессе — от районки до областной газеты, Василий Пилявский всегда оставался верен своей единожды избранной профессиональной теме — крестьянскому труду. Его знали в каждом сельхозхозяйстве Новгородчины, десятки фермеров становились героями его репортажей. Пилявский сам стал частью истории целого региона.
Он так и не принял Интернет как источник информации. Писал только о том, что видел сам, проехав в командировках, наверное, сотни тысяч километров по новгородским дорогам. С блокнотами и фотокамерой. Они до сих пор лежат на его рабочем столе вместе с педантично собранными тематическими папками прошлых и будущих материалов.
Он говорил со своими сельскими героями на одном языке, специально для этого в 1988 году окончив Новгородский сельскохозяйственный институт по специальности агронома. И, как рассказывал сам, иногда даже делился с фермерами-новичками знаниями, что-то подсказывал на будущее. Поэтому его авторитет как журналиста-сельхозника был непререкаем и в поле, и в редакции. Наверное, в новгородских СМИ Пилявский был последним, кто так профессионально знал нашу деревню и крестьянский труд. Знал и любил. И его любили.
Провожая Василия Ивановича в последний путь, редакция «Новгородских ведомостей» впервые за несколько месяцев собралась вместе, хотя пандемия не щадит и журналистов: кто-то — на изоляции, другие — на карантине, а некоторые и в больнице. Стояли молча и растерянно, девчонки тихо плакали, скрывая слезы за масками. Громких и не всегда нужных слов не говорили. Просто прощались. Рядом с цветами на могиле Василия Ивановича друзья положили снасти для рыбалки — его любимого увлечения и лекарства от суеты жизни.
Мария КЛАПАТНЮК, журналист «НВ»:
— Бумажная версия газеты для Василия Ивановича, разумеется, была на первом месте. Но о нашем сайте он тоже помнил, обещал не обделять вниманием. Сам неделями не сдавал новостей, но иногда заходил в мой кабинет и с порога громко и обстоятельно сообщал: «Я вам сбросил несколько новостей на сайт!».
Я, естественно, улыбалась и кивала. Читала его тексты с темами, диковинными для новостных лент: про надои, успехи животноводов, летнюю страду у фермеров.
Во время моего декретного отпуска, в долгих прогулках с коляской я нередко встречала Василия Ивановича в нашем микрорайоне — мы жили недалеко друг от друга. Подтянутый, прямой, с папкой в руках, после фирменного «Здравствуйте-здравствуйте!», он неизменно интересовался: «Когда вернётесь на работу?». Кивал благосклонно, шёл дальше по своим делам. А навсегда ушёл этой осенью. До сих пор трудно поверить.
Елена КУЗЬМИНА, журналист «НВ»:
— Для меня Василий Иванович был образцом журналиста, преданного своей теме. Это действительно особый пример, который сегодня редко встретишь.
Василий Иванович многие годы своей жизни отдал теме сельского хозяйства — невероятно интересной и важной. Для меня он был непререкаемым авторитетом во всём, что касалось отрасли АПК. И для читателей тоже. Он слился с этой темой и был в нашей редакции её живым символом.
С ранней весны загорелый, всегда бодрый, быстрый, со своим особым говорком. Не вылезающий из командировок. Его редакционные интервью по телефону с фермерами слышал весь наш второй этаж, говорил он громко. По-свойски шутили: «Опять Василий Иванович с Австралией разговаривает».
В Австралии Василий Иванович никогда не был, а вот Новгородскую область знал наизусть, и ей будет очень его не хватать.
Надежда Маркова, журналист «НВ»:
— В редакции «НВ» долгие годы была практика выезжать в районы журналистским десантом: несколько пишущих одной машиной отправлялись в разные, но соседствующие точки на карте. Но Василий Иванович предпочитал ездить в командировки один: у него всегда был свой план работы, заранее согласованный с будущими героями публикаций.
Но мне посчастливилось пару раз составить ему компанию в таких поездках. И что меня всегда поражало, так это его умение ориентироваться на местности, среди бескрайних полей и дорог. Сколько раз водитель безнадёжно восклицал: «Я не знаю, куда ехать! И навигатор — тоже». А Василий Иванович со свойственным ему спокойствием отвечал: «Погоди, это где-то здесь было. Точно». После этого он выходил из машины с кофром фотоаппарата наперевес и бодрым шагом шёл только ему известным направлением. Затем возвращался и говорил, сколько и куда ещё проехать. А бывало, пройдя пару шагов, махал рукой и шёл дальше. Это означало — приехали точно.
Не любил Василий Иванович и пустой болтовни по телефону. Но когда не брал трубку в командировке, а надо было уточнить, где его забрать, это слегка напрягало. Но всегда он возвращался туда, где мы расстались: будь то площадь у здания райадминистрации или поворот на трассе. И непременно в то время, когда мы туда подъезжали. И, конечно, мы все были уверены, что он вернётся и в этот раз: из больницы в редакцию. И будут новые маршруты. А как иначе? Это же наш Василий Иванович! Но не случилось…
Валентина СПИРИДОНОВА, редактор по выпуску «НВ»:
— Говорят, что незаменимых нет, но о Василии Ивановиче так сложно сказать. Кто теперь в газете будет выполнять его миссию — большой вопрос. Сельское хозяйство — не самая популярная тема у нынешних журналистов.
Василий Иванович предпочитал набирать материал для статей не из Интернета, а выезжая, в прямом смысле слова, в поля. Пожалуй, в области нет такого уголка, который он не посетил бы по службе. Читателю, в общем-то, и не надо знать, как журналист получает информацию, но легко и просто в этом ремесле не бывает. Понимая, что когда идёт посевная или в разгаре уборочная страда, фермеры время зря не тратят, интервью записывал в их короткие перерывы в работе.
Сколько его помню, а познакомились мы с ним в 1980-е годы, он был буквально до самых пальчиков аккуратистом и педантом. И не только во внешнем виде. Для вёрстки газеты он первым сдавал свои полосы и фотографии. В своём деле Василий Иванович был дока. Наши читатели до сих пор вспоминают выставки-конкурсы цветов и овощей, которые он проводил на протяжении нескольких лет в актовом зале Дома печати. Настоящая радость для дачников, где можно было похвастаться результатами своего труда и обменяться опытом.
И никогда мы не видели его рассерженным или недовольным. Легко с обсуждения рабочих моментов переходил к беседам на личные темы. А уж если требовались подсказки по выращиванию чего-либо, то лучшего специалиста, чем Василий Иванович, было не найти. Щедрым он был на советы, семена, рассаду… Не скупился на слова поддержки молодых коллег. А какие он праздники устраивал для коллектива! Трёхтысячный номер «НВ» стал целым событием. Благодаря стараниям Василия Ивановича и его авторитету среди рыболовецких артелей редакция в полном составе на рыбацких судах отправилась на остров Липно. Эту поездку мы никогда не забудем.