Понедельник, 23 декабря 2024

Василий Дубовский

Мы помним Вас, Владимир Николаевич...

Сегодня сорок дней, как с нами нет Владимира Николаевича Дмитриева.

В день выхода очередного номера «Новгородских ведомостей» — газеты, с которой при жизни совпадал не день и не месяц, а многие годы, будучи её главным редактором.

Совсем недавно, 2 декабря, ему исполнилось 64. Было много поздравлений — как и друзей. Он радовался тёплым словам, шутил в ответ. Его совершенно не смущала очередная прибавочка к возрасту — милое и романтическое напоминание об одной из песен «Битлз», любимой группы юности, — «When i’m sixty-four» («Когда мне исполнится шестьдесят четыре»).

Это вообще было в его стиле — поделиться оптимизмом, поднять другим настроение, просто по-человечески поддержать. Хотя сам был давно и тяжело болен. И когда он ушёл, это случилось ровно через месяц после дня рождения, у многих был шок: «Как же так, Володя?..».

Прощаясь с человеком ярким, заслуженным, мы будто отпускаем в дали невозвратные частицу нашей собственной жизни. Он был на гребне волны с середины 1980-х. Молодой редактор областной молодёжной газеты. Следующей ступенькой карьеры стал новый печатный орган, учреждённый как альтернатива партийной прессе, — «Новгородские ведомости». Сумасшедшие тиражи, невероятный интерес к печатному слову, пьянящее чувство свободы, причастности к самой истории, творимой здесь и сейчас.

Владимир Николаевич по сумме своих человеческих и профессиональных качеств, казалось, был создан для беспокойной газетной жизни. Эмоциональный, открытый, умеющий находить общий язык с людьми, чувствующий общественный градус. Человек с позицией, а надо — дипломат. А если дипломатия бессильна, то примет удар. Есть маленькая такая разница между журналистами и редактором: они подписывают материалы, он — газету.

Призванный временем — наверное, можно о нём так сказать. Не за «знатность», хотя его отец Николай Павлович Дмитриев возглавлял «Новгородсельстрой», работал в союзном министерстве, где руководил главком. Так ведь организаторские таланты вещь такая: не каждому их передашь по наследству.

«Лихие 1990-е», «стабильные нулевые»... В 2007-м Владимир Николаевич оставил редакторское кресло. Позади были 17 лет работы в «НВ». Оказавшись на время «ненужным» у себя в городе, он, конечно же, не остался невостребованным: работал в холдинге «Газпром-Медиа», в издательском доме «Трибуна», был заместителем начальника аппарата директора по взаимодействию со СМИ в Спецстрое России. И всё-таки, хоть и на непродолжительное время, он ещё вернётся в родной Дом печати. Не главредом, нет. Но те истории из жизни города, которые он знал во множестве и делился ими с коллегами, они нашли своё место на страницах газеты.

Когда он возглавил «НВ», ему было 35. Столько сейчас его сыну Михаилу. Сын признаётся, что с годами открывает в себе всё больше и больше отцовских черт. И ему это нравится — быть похожим на Владимира Николаевича. Михаил Владимирович — тоже на руководящей работе. И тоже впрягается в общественный воз: с другом Дмитрием Абрашкевичем они организовали «Лигу новгородских москвичей». Осталось разве что начать писать статьи. И он чувствует, что смог бы! А старшая дочь Владимира Николаевича Екатерина уже давно пишет небольшие рассказы.

«В прошлом году наша семья много времени провела вместе, — рассказывает Михаил. — Будто сама судьба так распорядилась. Мы с женой оставили столицу, уехав переживать пандемию к родителям. 9 Мая, в день 75-летия Победы, у нас родилась дочь Вероника. Мы все были счастливы, и это была большая радость для всех нас, что папа встретил внучку в этом мире, в нашем родном Новгороде. Папа мечтал, как он сам поведёт в первый класс нашего сына Тимофея, а под игру на гитаре старшего внука Егора споёт свою любимую песню «Let it be».

Прошлый год порадовал Владимира Николаевича возрождённым «Хрустальным Пегасом». Это же была его идея — ежегодная премия лучшим журналистским работам. Он любил, когда красиво, с изюминкой, когда вместе и дружно.

И прожил свой последний год тоже красиво: боролся с недугом так, что всем верилось — справится. Работал над книгой (Михаил Владимирович заверил, что она непременно увидит свет). Жизнь подарила ему множество невыдуманных сюжетов. Только один пример. 2000-й год. Кремль. Приём для главных редакторов центральных и региональных газет у Владимира Путина. Сосед Владимира Николаевича по мероприятию вышел из Кремля... с фужером. Выпросил понравившийся «сувенир» лично у Путина. Владимир Владимирович подписал: «Вынос разрешаю». А главред «НВ» вернулся домой с пожеланием счастья читателям от главы государства (в блокнот).

В нём не было того священного трепета перед начальством, которым, увы, столь часто болеет наш народ. Человека надо уважать, но и достоинство своё беречь. Все мы на земле равны. Просто потому, что однажды умрём. Мы помним Вас, Владимир Николаевич…

*   *   *

Михаил ДЯГИЛЕВ, в 1990-е — коммерческий директор «Новгородских ведомостей», полномочный представитель Президента РФ в Новгородской области:

— Мы с Володей дружили, страшно сказать, аж с 1974 года. Учились на филфаке пединститута, играли в студенческом театре миниатюр «Шестое чувство». Мы и в «Новгородских ведомостях» успели вместе поработать, и я этой страничкой в биографии горжусь. Придумывали акции, чтобы привлечь читателя. Как-то в подписную кампанию даже был разыгран автомобиль «Волга»! Ощущение свободы, яркое время, и Володя — великолепный журналист и организатор — был абсолютно в своей стихии. А ещё это был очень мужественный человек. Когда в стране случился путч, он с трибуны областного совета отстаивал демократическую позицию, понимая, что при неблагоприятном развитии событий, как говорится, за ним придут.

Михаил ПРУСАК, в 1991–2007 гг. — глава администрации Новгородской области:

— Владимира Николаевича я искренне уважал. Замечательный человек и гражданин. Настоящий мужик — надёжный, честный, справедливый. И при этом — неконфликтный. Настоять на своей правоте тоже надо уметь. Вот он умел.

Николай ГРАЖДАНКИН, председатель Новгородского областного Совета народных депутатов в 1990–1993 гг.:

— У меня всегда были добрые отношения и с Владимиром Николаевичем, и с редакцией. Мне ведь в «Новгородских ведомостях» даже детскую коляску подарили как родителю газеты. Конечно, учредил «НВ» облсовет, но по-настоящему создавал Дмитриев. Чем больше я его узнавал, тем больше убеждался, что это человек порядочный, скромный, инициативный и глубоко профессиональный. Всякое было. Знаю, что Владимиру Николаевичу случалось получать угрозы. Но он выстоял. Он был очень стойкий человек. Сколько его помню — всегда в работе, строил планы.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, генеральный директор Новгородского музея-заповедника:

— Он очень любил Новгород, интересовался историей, музейными новостями. Поездка вот намечалась в усадьбу Обольяниновых — он очень хотел там побывать... Сейчас книгу готовим на основе публикаций в «НВ» под рубрикой «Жил-был город». Это же его была инициатива. У него самого хватало материалов, работал над книгой очерков, воспоминаний. И мне предлагал: «Напиши главку. Что значит не можешь? Ладно, время, значит, не пришло». Встретит или позвонит, и ни слова о своих проблемах: «А ты вот это читала? Хочешь, я сброшу?». Очень жаль...

Александр ЛЮБИМОВ, журналист, с 2001 по 2008 год — президент Союза творческих работников СМИ «МедиаСоюз»:

— Нас с ним сблизил 1999 год. Тогда Союз журналистов ударился в политику, откровенно стал поддерживать одну из «партий». И возник Медиа-

Союз — объединение сугубо профессиональное. Владимир Николаевич стал одним из учредителей. У него была хорошая, уверенная рука руководителя и журналиста. Подкупали его новгородский патриотизм, открытость. Жаль, что его век оказался не столь уж долог. Мне думается, сегодня трудно быть таким, как он. Объективно человек мыслящий уже независим. А Володя Дмитриев был человек не под копирку.