Суббота, 21 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Это «НеФормат»

Мария относит себя к коллекционерам, а не игрунам, но всё же куклы у неё ведут насыщенный образ жизни.

Фото: ВК «Неформат кукольного хобби»

Десять лет новгородка собирает и фотографирует современных кукол

Коллекционировать монеты, покупать марки, искать обёртки из-под конфет, расставлять по полкам маленькие книжки — предметы, которые могут составить достойную коллекцию, можно перечислять бесконечно. Можно рассуждать о том, для чего это делается, искать глубокие смыслы и соответствия. Сами коллекционеры не часто уделяют этому время, предпочитая тратить любую свободную минуту на своё детище. Новгородка Мария ВОЛКОВА в этом смысле не исключение. К своему нынешнему увлечению инженер по профессии пришла не самой прямой дорогой.

Сейчас главное место в её квартире занимают четыре специальных пенала, до отказа заполненных современными куклами. Кукол больше пяти десятков. Они помещаются и на паре полок в книжном шкафу. На шкафах расположены коробки с ценными кукольными аксессуарами и фурнитурой. Всё своё богатство Мария знает наперечёт. И у каждого экземпляра есть своя история.

А началось всё в 2010-м, когда девушке захотелось облечь в реальную форму персонажей сочинённой ею же повести «Гроза». В Интернете Мария не только наткнулась на целую субкультуру коллекционеров самых разных линеек кукол, но и нашла единомышленницу, которая на основе японской «болванки» создала для самой первой куклы Марии требуемые лицо, волосы, причёску.

Итак, родоначальника коллекции зовут Марк. Он, к слову, тоже участвует в нашем разговоре: сидит прямо на столе, между нами, посматривает раскосыми глазами, внимательно слушает.

— Теперь у него повреждены руки, в поясе неприятное шатание, этого быть не должно, — рассказывает Мария. — Но ему простительно. Все эти годы он вёл активный образ жизни. И где только не бывал. Зато теперь радуется заслуженному отдыху.

Сама Мария утверждает, что не очеловечивает своих кукол. Более того, всех собирателей кукол внутри среды условно делят на «коллекционеров» — тех, кто ищет раритеты, покупает, ставит на полочку и необыкновенно счастлив от этого, и «игрунов» — у которых куклы мёрзнут, гуляют, болеют, разговаривают, самостоятельно выбирают себе партнёров и конфликтуют. Наша героиня относит себя к коллекционерам, но и зачатки игруна в себе тоже отмечает. Хотя бы потому, что регулярно выводит своих подопечных в свет: оборудует для них различные локации, устраивает фотосессии, а потом выкладывает в личном сообществе иллюстрированные истории с пространными описаниями ситуаций и диалогов героев.

Зачем? Такое хобби!

В разноплановой коллекции Марии можно найти персонажей «Гарри Поттера», двух Кенов из линейки BMR — это коллекция кукол «Барби», выпущенная в ноябре 2019 года в честь 60-летнего юбилея куклы; BJD — гибких кукол с шарообразными шарнирами; представителей вселенной «Марвел».

— Куклы — не отдельная статья моих расходов. Это все расходы и есть, — смеётся Мария, но говорит правду. — Может быть, это неформатное, но крайне увлекательное хобби. Почему неформат? Я выбираю не мейнстримных кукол, не популярные, не массовые фирмы. Кроме того, я всегда готова к вопросам, которые считаются «бестактностью» внутри сообщества: «Сколько стоит?», «А можешь продать?». Я вообще люблю новичков, подростков, просто тех, кому интересно это хобби со стороны, и всегда с удовольствием общаюсь. Да и дело моё: показать, рассказать, увлечь.

Коллекционирование кукол имеет своё название — плангонология. Но Мария признаётся, что внутри сообщества слово это не слишком используется.