Жильцы двухэтажки в деревне Захарьино пытаются спасти убегающую крышу
Крыша едет! Жильцы двухэтажки на улице Рахманинова в деревне Захарьино Новгородского района могут сказать так про свой дом, не сильно погрешив против истины. Крыша в доме 1972 года постройки действительно не в порядке — гвозди, которыми крепятся листы шифера, проржавели, ослабли, и местами покрытие явно съезжает. В нескольких местах шифер разбит, в дождь вода попадает на чердак, а оттуда — в квартиры и подъезды. На потолках — потёки и плесень. Печные трубы давно потеряли чёткие очертания, кирпичи обваливаются.
Пробоина в кровле
Жильцы очень боятся, что рано или поздно кому-то из них придётся поплатиться за это головой в буквальном смысле — если сверху обрушится лист шифера или кирпич. Этот страх и заставляет их регулярно отважно лазать на чердак, чтобы опорожнить переполнившиеся таз или ведро под «пробоиной» в кровле. Без смелости никак. Ведущая на крышу лестница не вселяет уверенности — это мы проверили на себе, после того как побывали наверху.
Всего этого могло бы не быть, если бы в доме выполнили запланированный на 2017–2019 годы капитальный ремонт крыши. Но его не случилось, и с этого началась череда злоключений, в которых, как в ловушке, оказались жильцы.
После того как в 2014 году в регионе запустили программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов, двухэтажка на Рахманинова выбрала один из способов накопления взносов: их перечисляли на специальный счёт дома у регионального оператора — Фонда капремонта (ФКР). Этот путь предполагает, что ремонт в доме можно провести после того, как жильцы накопят нужную сумму. Могут даже сами себе тариф повысить, если денег не хватает.
Второй способ — общий котёл. В него поступают средства от всех домов, выбравших такой же вариант накопления. Их — большинство. Этот формат означает, что взносы собирает Фонд капремонта и сам организует работы в соответствии с региональной программой. Жильцы могут изменить способ накопления. Примерно это произошло и с захарьинской двухэтажкой.
Место в очереди
Как рассказала старшая по подъезду Ирина ЗАЙЦЕВА, крышу планировалось отремонтировать в 2018 году, но собранных на спецсчёте средств не хватило, и в 2019 году по постановлению администрации района деньги перевели в общий котёл. Захарьинцы не возражали. Не устраивает их другое — ремонт перенесли аж на 2041 год. Понятно, что с сегодняшними темпами разрушения через 20 лет от крыши уже вряд ли что-то останется.
Формально нарушения тут нет. Но и здравый смысл тоже трудно разглядеть. По закону после смены способа накопления дом должен встать в общую очередь. Однако передвинуть в ней место можно — при поддержке районной администрации, которая после мониторинга состояния домов представит в Фонд капремонта свои предложения по новой очерёдности работ.
— Возможно, в каких-то домах ситуация позволяет отложить те или иные работы на более поздний срок или вообще исключить их из программы, — говорит начальник отдела формирования программ капитального ремонта регионального ФКР Светлана СЕРЖАНОВА.
Заместитель главы Новгородского района Екатерина ШОШИНА заверяет, что её подчинённые проводили мониторинг и трижды обращались в Фонд с просьбой перенести срок ремонта крыши на 2020–2022 годы, но получили отказ.
Основная причина — дефицит бюджета регоператора. Стоимость стройматериалов растёт, добавляются новые виды дорогостоящих работ — к примеру, замена лифтов, и задолженность по взносам остаётся актуальной проблемой. Поэтому на проведение всех работ, в том числе срочных, средств не хватает.
Но к мониторингу вопросы всё-таки есть. К примеру, согласно областной программы капремонта, которая базируется на предложениях муниципалитетов, в захарьинском доме на 2026–2028 годы запланирован ремонт системы газоснабжения, которой в двухэтажке отродясь не было. Здесь всегда пользовались печами и титанами.
За свой счёт
В районной администрации предложили жильцам провести текущий (не капитальный) ремонт крыши за свой счёт. Власти готовы в этом поучаствовать и «скинуться» за те три квартиры, которые пока остаются муниципальными. В общей сложности может потребоваться около 130 тысяч рублей. Определить долю каждой квартиры предполагается по размеру жилплощади — получается по 6–10 тысяч на брата. Надо ли говорить, что жильцов это возмущает.
— Мы делаем взносы в Фонд капремонта и должны ещё платить?! — говорит Ирина Зайцева. — Мы следим за состоянием дома. Ни одна из управляющих компаний, которая его обслуживала, ничем нам не помогла, поэтому и перешли на непосредственное управление. Сами сбрасывались на покраску стен, лестниц, установили козырёк над входом, сами латаем крышу. Будем менять окна в подъездах. Несколько лет назад отремонтировали систему холодного водоснабжения. Почему полученную экономию нельзя использовать и отремонтировать крышу?
В Фонде капремонта отвечают — нельзя. Стоимость ремонта водопровода гораздо меньше ремонта крыши.
Тем не менее в администрации района планируют 18 мая провести собрание, темой которого будет сбор средств с жильцов на текущий ремонт крыши.
— И будем работать над тем, чтобы перенести срок капремонта с 2041 года на более раннее время, — говорит Екатерина Шошина.
В Фонде капитального ремонта запланировали на 20 мая заседание комиссии по установлению необходимости проведения работ с участием сотрудников районной администрации. Вновь будут обсуждать судьбу захарьинской двухэтажки. Специалисты регоператора будут настаивать на тщательном мониторинге состояния домов в районе и перераспределении средств.