Четверг, 02 мая 2024

Людмила Данилкина

99 способов рассказать историю

Дмитрий Яковлев каждому посетителю стенда своего издательства на ярмарке подробно рассказывал о жанрах комиксов, их авторах и в целом об этом литературном направлении.

Фото: Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Во Франции комиксы — это девятый вид искусства. В России к ним пока присматриваются

Дмитрий ЯКОВЛЕВ, владелец издательства комиксов «Бумкнига», представил на ярмарке не очень привычную обычному читателю продукцию:

— В молодости работал в книжном магазине и вот там всерьёз познакомился с комиксами — французскими. До этого, как и большинство россиян, я полагал, что рисованные истории могут быть исключительно про супергероев, а оказалось, что рассказать изображением на бумаге можно абсолютно любую тему. Во Франции комиксы являются национальным достоянием, неофициальным девятым искусством. Благодаря им я выучил французский язык. В Петербурге в библиотеке Лермонтова сформировал фонд комиксов. Сам занялся их изданием в 2008 году. Но поначалу мы их небольшими тиражами делали и продавали по знакомым, в барах, через Интернет. Первое время в год две-четыре книги выпускали, сейчас — порядка 15 новых и ещё переиздаём предыдущие.

Дмитрий предпочитает называть книги графическим романом. Термин «комикс», по его словам, неверно отражает суть — он был заимствован из английского языка и дословно обозначает «комический», «смешной», в то время как французское название переводится как «разрисованная полоса».

— В нашем обществе много стереотипов по поводу комиксов. Один я уже назвал — что они только про супергероев, — продолжает Яковлев. — А ещё, что комикс — это всего лишь смешные истории, что в таких изданиях вообще нечего читать и они не несут содержательной нагрузки, что в нашей стране отсутствуют традиции восприятия комиксов и что не существует российского комикса, только переводные. И что комиксы ориентированы только на детскую аудиторию. Кстати, вот это ошибочное мнение навредило как-то даже Дому книги на Невском. Они японское издание для взрослых читателей поставили в раздел детской литературы, и кто-то из родителей, купивших его для своего ребёнка и ознакомившись дома с содержанием, выставил претензии магазину. И Дом книги какое-то время вообще не выставлял на продажу комиксы. Тогда мы предложили им выделить под такую литературу отдельный стеллаж в разделе художественной литературы и назвать его «Графический роман», что и было сделано. И теперь проблем не возникает — посетители понимают, что перед ними издания с рисованными историями для разного возраста и с разными сюжетами.

«Комикс — это долгая работа, потому что надо придумать и нарисовать историю хотя бы на 60 страниц, а лучше — больше. Автор получает 10% от всех проданных книг. Сумму считают от издательской цены, например, продаём 1000 экземпляров по 300 рублей, общая выручка 300 тысяч рублей, автор получает 30 тысяч рублей».

Дмитрий соглашается, что взрослым людям, привыкшим к текстовому изложению, сложно перестроиться на графическую подачу, поскольку это совершенно другой принцип чтения — повествование передаётся минимумом слов и максимумом рисунков. Он отмечает, что сейчас основными ценителями комиксов являются девушки 19–28 лет, которые, по словам Яковлева, интересуются современными культурными тенденциями, в числе которых и комиксы.

— Себестоимость обычного текстового романа значительно дешевле графического. Комиксы — это обязательно хорошая бумага и высококачественная печать, — говорит собеседник. — И отдельная проблема касается поиска авторов. С зарубежными дело обстоит более-менее, вопрос лишь в приобретении прав на издание — они, как правило, на пять лет даются. А вот российских мастеров, способных рассказать рисунками листов на 100 полноценную историю по всем правилам — с завязкой, развитием сюжета, кульминацией, не так и много. Нам присылают много вариантов, но это либо копирование американских комиксов, либо качество историй страдает. Да, у нас много классных иллюстраторов, но в графическом романе рисунок — главный, он не дополняет текст.

Яковлев как ценитель комиксов и их издатель хорошо относится к идее печатать в таком формате, например, учебники истории для школьников. Он говорит, что уже есть в России примеры подачи исторических событий комиксами. Что же касается его личных задумок, то владельцу издательства «Бумкнига» хочется выпустить графический роман-байопик о Викторе Цое. И он ждёт авторов, готовых воплотить эту идею.