Ильменскую сойму готовят к ходовым испытаниям на озере
Пришло время нашим читателям познакомиться с одним для кого-то подзабытым, а для кого-то и вовсе неизвестным словом — колыбать, то есть колебать, качать, раскачивать. Именно от него происходит гораздо более известная многим колыбель.
Без этого слова не получится ещё одна наша публикация, посвящённая очень важному проекту, местом для которого стал берег Ильменя в старорусской деревне Устрека. Три года назад по инициативе Владимира Щетанова, исследователя народного мореходства, под руководством судостроителя Александра Мякошина и при поддержке кормщика и звеньевого рыбацкой артели Сергея Демешева здесь начали строительство деревянной соймы.
Не первое десятилетие на Ильмене рыбаки ведут свой промысел только на железных «плавных двойках», с моторами, а их предшественницы — деревянные соймы — стали историей. Всё это время «НВ» следят за ходом проекта по изучению технологии строительства последнего народного парусника России.
В прошлом году лодка была готова, и теперь участникам уникальной инициативы предстоит очень важное дело — полноценные испытания ходовых качеств соймы на Ильмене. Минувшей осенью три выхода в озеро уже состоялись, но они были пробными, и замеров Владимир Щетанов и Сергей Демешев не вели. Зато первые прогулки показали, что нужно внести небольшие изменения в конфигурацию обоих парусов — кормовика и носовика: их площадь была увеличена. На зимовку лодку вытащили на берег, и в конце нынешней весны — начале лета Владимир просмолил её перед началом нового сезона.
Для этого и нужно было колыбать сойму — откренивать, заваливая лежащую на волокушах лодку то на один борт, то на другой, чтобы обработать днище снизу. Смолу, кстати, доставили из смолокурни, располагающейся на Водлозере в Карелии. Смолокурня принадлежит ещё одному участнику проекта – Михаилу Наймарку, который многие годы занимается изучением технологий северорусского судостроения.
Ходовые испытания ильменской соймы, как считает Владимир Щетанов, будут одновременно и сложными, и интересными. Самое главное — надо проверить, как работает вся система оснастки при разных погодных условиях, различной силе ветра, под каким углом лодка может ходить круто к ветру.
Сойма имеет целую систему управления — это и паруса, и руль, который можно приводить в верхнее и нижнее положения, и шверт, или гиль, который можно опускать на разную глубину, и даже камни, которые обычно помещают в корме, чтобы притопить её.
Снасти можно использовать в самых разных сочетаниях, чтобы понять, как они влияют на маневренность и скорость соймы.
Важно также отработать различные варианты якорной стоянки, способы подхода к подвижным и стационарным объектам. Всем этим участники проекта, если ничего не помешает, и планируют заниматься летом и осенью и потом обязательно поделятся результатами.
Впрочем, с одной премьерой участников уже можно поздравить. В мае на берег в Устреку прибыла первая официальная экскурсия из Старой Руссы. Сергей Демешев знакомил гостей не только с деталями строительства соймы, тонкостями судовождения, но и рассказывал о рыбацком промысле и ловецкой жизни. Для этого в том числе проект и затевали, и просветительской работе его участникам тоже ещё предстоит учиться.