Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Малевич и Людмила

Людмила Александровна Иванова в своей ткацкой мастерской.

Фото: из архива Дома ткачества «МАНиФАКТУРА»

Пенсионерка из Селищ может выткать картину из полиэтилена

О выставке «Два директора и К» в Музее художественной культуры Новгородской земли «НВ» писали в прошлом номере. Одна из авторов этой экспозиции — жительница Селищ Чудовского района Людмила ИВАНОВА.

— Я когда маленькая была, у нас в деревне у двух бабушек были ткацкие станы. Мы с подружками бегали смотреть, как они заправляют нити, как задают рисунок, как из-под их рук выходят красивые и нужные в хозяйстве вещи, — вспоминает Людмила Александровна. — И я мечтала тоже научиться ткать, но у родителей стана не было, поэтому я другие виды рукоделия осваивала: вяжу на спицах, крючком, шью, вышиваю, бисером картины создаю... И вот уже только когда я на пенсию вышла, знакомая подарила мне небольшой ткацкий станок, под который я выделила целую комнату. С этих пор только на нём и творю.

Собеседница говорит, что если в прошлом во многих деревенских домах ткачество было обычным делом — ему девочек с малолетства обучали, то в век высоких технологий мы рискуем просто забыть об этом ремесле.

— Сегодня людей, умеющих обращаться со станом, крайне мало. Новгородские мастерицы все знакомы, обмениваются опытом, учатся друг у друга, — продолжает Людмила Александровна.

Признаётся, что ей уже неинтересны обычные коврики и половички (к слову, эти нынче модные элементы декора она раздаривает знакомым и друзьям). Сейчас набивает руку на картинах. Говорит, что люди, когда смотрят на её тканые сюжеты, видят каждый своё. Ну так ведь и многие полотна известных живописцев по-разному интерпретируются.

— Что касается утилитарных вещей, то научилась из обычных пакетов из-под хлеба циновки ткать. Они отлично смотрятся на полу у входной двери, и главное — пыли да грязи не дают расползаться по коридору, — говорит Иванова о новых технологиях ткачества.

Когда коллеги по цеху предложили Людмиле Александровне поучаствовать в выставочном проекте «Два директора и К», в основе которого картины Казимира Малевича, она сразу же согласилась. И засела за книги о биографии и творчестве этого художника.

— Пришлось поломать голову над тем, как лучше, фактурнее выткать изображение на подушках с использованием новгородских узоров. В итоге придумала нужную протяжку, и рисунок «пряник» получился как надо, — не без гордости заявляет мастерица.

Несмотря на возраст (а Людмиле Александровне уже за 70), она полна творческих задумок. Хочет освоить многоремизное ткачество, начать ткать одежду. Начнёт с самого простого — с безрукавки.