Суббота, 16 ноября 2024

Анна Мельникова

Малышковая инклюзия

По словам Станиславы Русиновой, ресурсную группу будут посещать шесть детей в возрасте четырёх лет.

Фото: ВК «АНО «АутизмПобедим» г. Великий Новгород»

В детском саду Великого Новгорода откроют группу для дошкольников с аутизмом

В сентябре в новгородском детском саду № 24 откроется первая в регионе ресурсная группа для малышей с аутизмом. Её особенность в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья смогут получать полноценное дошкольное образование. Находясь в специально оборудованном для них пространстве, они в какие-то моменты смогут участвовать в общих мероприятиях с другими воспитанниками детсада. Родители и педагоги рассчитывают, что таким образом им удастся организовать правильную инклюзию, в которой будет комфортно находиться всем детям, независимо от диагноза.

Инициатива создания группы принадлежит общественной организации «АутизмПобедим». По словам её учредителя Станиславы РУСИНОВОЙ, группу будут посещать шестеро детей в возрасте четырёх лет. Известно, чем раньше начнётся работа с ребёнком с аутизмом, тем успешнее он овладеет жизненно необходимыми знаниями, состоится его социализация.

— Родители этих детей прошли наш тренинг «Ранняя пташка», который направлен на то, чтобы дать знания по реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Во время обучения они объединились и решили, что их детям нужна ресурсная группа. Информацию о том, как нужно действовать, искали в Интернете. Модель ресурсной группы успешно реализуется в ряде регионов, — пояснила Станислава. — Дело в том, что когда ребёнок с РАС приходит в школу, ему не хватает базы, которую даёт детский сад. Например, в нём учат социально-бытовым навыкам.

Городской комитет образования оперативно отреагировал на просьбу родителей и обратился к администрациям детских садов с предложением поддержать проект общественной организации. Как отметила Русинова, было очень важно, чтобы на идею откликнулось не коррекционное дошкольное учреждение, а самое обычное.

— В прошлом году в нашем детском саду появился ребёнок с РАС. Занятия он посещал вместе с тьютором, и мы на практике увидели, как вместе с ним может работать воспитатель. Самый главный результат такого взаимодействия, что у ребёнка наметились положительные сдвиги в развитии, — рассказала заведующая детским садом № 24 Татьяна ТОХИНА. — Хочется, чтобы активную помощь в реализации модели ресурсной группы нам оказывали бы и сами родители.

Группа к приёму детей с РАС будет готова к сентябрю. В ней предусмотрят зоны для психологической разгрузки, индивидуальных занятий. Часть расходов на наполнение группы возьмёт на себя «АутизмПобедим». За воспитанниками закрепят тьюторов, которые будут сопровождать их в течение всего дня. Кроме того, для группы предусмотрят куратора — сотрудника, обладающего компетенциями в области прикладного анализа поведения. Для каждого ребёнка он составит индивидуальную программу развития, а также будет консультировать тьюторов, как поступать в той или иной ситуации. В свою очередь, и работа куратора будет контролироваться супервизором, специалистом из Москвы.

О том, как пройдёт этот образовательный эксперимент, переживают и авторы проекта, и родители. Станислава Русинова не исключает возможность, что после того как модель обкатают, учтут все нюансы на практике, её начнут тиражировать и на другие детские сады Великого Новгорода. Впрочем, она сразу обрисовала проблему, с которой могут столкнуться образовательные учреждения.

— Не так давно Минздрав России утвердил новые клинические рекомендации для оказания помощи детям с РАС. Практически все они имеют педагогическую направленность. Поэтому сейчас наблюдается некий диссонанс. Медики говорят родителям детей с РАС, что есть такие-то методики, которые должны быть в детских садах и школах. Но далеко не во всех образовательных учреждениях владеют ими в полной мере.

Теги: Великий Новгород, дети, детский сад, инклюзия, аутизм