Понедельник, 29 апреля 2024

Анна Мельникова

Дистанция на коляске

Сергей много и часто путешествует и не боится экстремальных походов.

Фото: из архива Сергея Клюйко

Новгородец Сергей Клюйко, несмотря на серьёзную травму, занимается спортом и завоёвывает медали

Сергей КЛЮЙКО очень сильно сомневается в верности утверждения, что инвалид-колясочник с инвалидом-колясочником сразу найдёт общий язык, мол, проблемы формируют общие темы для разговоров. Для кого-то такая позиция близка и понятна. Но Сергей не из тех, кто разграничивает людей на группы по внешним признакам.

Жизнь Сергея — пример того, что ограниченные возможности собственного тела — не приговор, не оправдание для того, чтобы остановиться в саморазвитии, не строить карьеру, не создавать семью, отказаться от спорта. Семь лет Клюйко серьёзно увлечён пауэрлифтингом и лёгкой атлетикой.

Больше, чем просто спорт

Точное количество медалей, завоёванных на соревнованиях среди инвалидов, он никогда не подсчитывал. Говорит, что их больше пятидесяти. Недавно с победой вернулся из Сыктывкара, где проходил Межрегиональный спортивный фестиваль по Северо-Западному федеральному округу среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. На коляске сумел стометровую дистанцию преодолеть за 23 секунды. Разрыв с соперником из Пскова составил всего десятую долю секунды.

— Когда много месяцев тренируешься, естественно, ставишь цель оказаться на пьедестале. Ради победы всё делается. Настраиваюсь только на неё, иначе можно проиграть, — объясняет Сергей. — Спорт — это большая часть моей жизни, но далеко не вся. Чтобы обеспечивать семью, я должен зарабатывать деньги. Работаю в Яндексе, но описывать, чем занимаюсь, будет слишком скучно и долго. А ещё надо находить время на совместный отдых с супругой и маленьким ребёнком.

Серьёзную травму позвоночника 32-летний спортсмен получил, когда ему было 18 лет. Несчастный случай — выпал из окна четвёртого этажа. По признанию Сергея, в больнице он ещё не осознавал, к каким печальным последствиям приведёт его неосторожность. Думал, что через пару месяцев встанет и самостоятельно пойдёт, но в какой-то момент свыкся с мыслью, что этого уже не случится, нужно строить жизнь с учётом тех условий, что есть:

— Прогноз при повреждении спинного мозга, как правило, медики дают не раньше, чем через год после травмы. Более или менее становится ясно, в какой степени возможно восстановление организма. По сути, я тогда был ещё подростком, который не имел особенных планов на будущее. И врачи поступили грамотно, не обрушив на меня информацию о том, что однозначно я больше не смогу ходить. К такой новости необходимо адаптироваться, поскольку она негативно может отразиться на психике. К слову, в одной из клиник Санкт-Петербурга, где у меня было МРТ-обследование, её специалисты сообщили, что новгородские нейрохирурги очень хорошо провели операцию.

По активному пути

Сергей судьбу не винит — сложилось так, как сложилось. Немного сожалеет: если бы в то время дистанционное обучение было развито, как сегодня, то обязательно попробовал бы поступить в колледж или вуз. Упущенное приходится навёрстывать сейчас.

Какой-то определённой системы реабилитации Сергей не придерживался, выполнял обычные упражнения. Однажды ему удалось побывать в одном из широко рекламируемых реабилитационных центров в Москве. Но от той поездки осталось разочарование — услуги дорогие, а всё, что показывали в центре, можно делать и в домашней обстановке. Были бы характер и воля.

В то время Сергей предпочитал из квартиры не выходить. И неизвестно, сколько бы продолжалось его затворничество, если бы в августе 2015 года он не провёл несколько дней на туристическом слёте, организованном Новгородской областной организацией «Всероссийского общества инвалидов» (ВОИ).

Самое важное открытие, которое Сергей Клюйко сделал на турслёте сам для себя, — он может быть активным, самостоятельным, общительным. Ещё большую уверенность в своих силах ему придал сплав по бурной Мсте.

Сейчас Сергей уже способен без сопровождающих отправиться в любую точку страны. Благо аэропорты приспособлены для нужд инвалидов. Хотя для путешествий всё-таки требуются хорошая физическая форма и коляска активного типа. Таких за свой спортивный путь он сменил несколько. Самые дешёвые — отечественного производства — стоят 60 тысяч рублей.

— Вот эту мне изготовили под заказ, поскольку у меня высокий рост, — стучит по тоненьким ручкам кресла своего транспорта Сергей. — Если сломается дюралевая коляска, то починить легко не получится. Из-за своего маленького веса она более удобна. Мне не составляет большого труда вытащить коляску из салона автомобиля и пересесть в неё. Поскольку я активно пользуюсь колясками, то мне срока в пять лет, который отводит Фонд социального страхования, маловато. Дома я пересаживаюсь на более габаритную. Знаете, это как сменить уличную обувь на тапочки.

В Крым за победой и независимостью

По словам Клюйко, за последние 15 лет передвигаться на коляске по улицам Великого Новгорода стало легче, но всё же о его доступности для маломобильных граждан заявлять пока рано. Без специальной подготовки и умений во время прогулки не обойтись.

— Одно из них — стоять на балансе: Сергей резко поднимает вверх передние маленькие колёса коляски и держит равновесие, опираясь на большие. Виртуозность определённо в его действиях прослеживается. — Этот навык позволяет прыгать, преодолевать бордюры. Я сам сумел его освоить. А по-хорошему, ему надо обучать. В апреле мне посчастливилось побывать в центре спорта «Эволюция» в Евпатории, где преподают технику езды на коляске, как подниматься и опускаться по лестнице без пандуса. Показывают на мастер-классах, как обустроить кухню, например, какой высоты должна быть плита, как готовить еду. Туда приезжают инвалиды со всей страны. Обучившись, многие начинают чувствовать себя независимыми. Центр даёт новичкам импульс, меняет их мышление.

В сентябре Сергей снова отправится на полуостров — в Евпатории пройдёт Всероссийский физкультурно-спортивный фестиваль людей с инвалидностью «Пара-Крым». Скорее всего, новгородец будет выступать по двум своим любимым дисциплинам: пауэрлифтингу и лёгкой атлетике. А пока тренируется в одном из спортивных залов города, с которым у ВОИ есть договорённость.

Мечтает ли молодой мужчина о большом спорте, о том, чтобы попасть в команду паралимпийцев? Не скрыл, желание присутствует, но вот по возрасту, по его мнению, он отбор не пройдёт.

* * *

Правую руку Сергея от плеча до кисти украшает огромная тату дракона и цветов. Смущённо объясняет: набил десять лет назад. Хотел, чтобы на него обращали внимание, а теперь рисунком тяготится, считает его ошибкой молодости. Да и не очень любит, когда на улице привлекает к себе взгляд прохожих. Не так часто в Великом Новгороде можно встретить человека в инвалидной коляске.

— Непривычно, когда на тебя смотрят, — говорит с улыбкой Сергей. — Но через час уже не замечаю, когда оборачиваются в мою сторону, и никак на это не реагирую».

Этому навыку, как и владению коляской, видимо, тоже надо обучаться.

Теги: Великий Новгород, спорт, спортсмены