Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

«У всех – кочадык, а у меня – костыг»

Горлатка — любимое детище Татьяны.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

В гостях у народного мастера России Татьяны Константиновой

Почётного звания боровичанка была удостоена в прошлом году. Кто-то из коллег полагает, что рановато было обзаводиться титулом.

— А когда было бы самое время? — улыбается Татьяна. — И кто бы подсказал.

Уже лет десять, как она постоянно — то в победителях, то в призёрах конкурсов народных умельцев. Как она говорит, не пляшу и не пою, а по России езжу. Да уж и саму Россию случалось представлять с игрушкой из бересты. Кукла «Перепляс» побывала на Международном этнографическом фестивале-конкурсе изобразительного искусства и народного творчества Ethno Art Fest в Лондоне.

В этом году ездила на конкурс «Русь мастеровая», проходивший в Нижнем Новгороде. Обычно на таких творческих состязаниях дают девять часов на изготовление конкурсного образца. Татьяна представила на суд жюри ладью-утицу. Вот, мол, прибыла к вам, волжанам, с берегов Волхова.

А сама-то — с берегов Мсты!

— Но школа-то у меня новгородская, — на этот раз она отвечает совершенно серьёзно. — Училась у Владимира Ивановича Ярыша.

Откуда у неё интерес к бересте? Семейная легенда гласит, что в роду был берестяной мастер — Павел Прокопьевич Павлов. Крестьянин деревни Брызгова Боровичского уезда делал корзинки да лапти. Имел от земляков и спрос, и уважение. Татьяне он доводится прадедом. Неблизкая уже ниточка, но она верит, что всё не просто так, а «По наследству» — так называлась одна из выставок в Музее истории города Боровичи и Боровичского края.

— Мы всегда рады принять её с экспозицией, — говорит заведующая музеем-филиалом НГОМЗ Ирина СТОЛБОВА. — Это началось с берестяных игрушек. Когда я увидела эти всевозможные погремушки, этих лошадок и сказочных персонажей, из которых она создаёт целые композиции, — всё, невозможно было устоять. Это должны видеть как можно больше людей. Жизнь так устроена, что нередко одним любимым делом сыт не будешь. Но она — такой человек, что к чему ни прикоснётся, там останется живой творческий след.

И вот после этих возвышенных слов самое время сказать, как я договаривался с мастерицей о встрече. «Что, если...». «Лучше бы после обеда. Как раз обои поклею». Я-то сначала подумал, что это у себя дома. Оказалось, народный мастер России зарабатывает ремонтами. А береста — это хобби.

Куклы пляшут, лапти едут. За талант спасибо деду. Фото Василия ДУБОВСКОГО

— Так и что? — комментирует расклад Татьяна. — Я — человек простой. С Починки. Меня можно спросить, а когда обратно? Это девушку можно из деревни вывезти, а вот деревню из девушки...

Как выход для разносторонней творческой натуры — гранты. В последние годы Константинова успешно пользуется такой возможностью. Например, сейчас благодаря президентскому гранту учит детей скетчингу — это быстрая зарисовка от руки. Но в такой технике можно выполнять и вполне симпатичные открытки с видами Боровичей.

А в голове уже созрел план на будущее — на новый грант. Так, чтобы вовлечь в занятия и бабушек детей с ограниченными возможностями по здоровью. Они так и так с ними ходят. И очень им интересно. Но это уже не про открытки. А про традиционные новгородские игрушки-столбушки.

Год назад Татьяна мечтала о Центре развития традиционной культуры Новгородчины «Береста». Теперь он есть. Она в нём — единственный учредитель. И проект надо ещё наполнять.

Об этом нетрудно было догадаться хотя бы по той причине, что встретились мы с народным мастером в фойе Боровичского ЦКР, куда Татьяна Леонидовна и принесла свои шедевры, нагрузив сумки в обе руки. И, знаете, мы недолго оставались там вдвоём. Подошли сотрудники ЦКР, увидев выставку-экспромт. И понеслось.

— Какая прелесть! — про кошку довольно-таки египетской наружности.

— Боже, как же здорово! — про названную уже здесь горлатку. Кстати, любимое изделие самой мастерицы.

— А это что? «Перепляс»? Просто прелесть.

Особенно после того, как Татьяна продемонстрировала, как ритмическим постукиванием по столу можно и в самом деле уговорить куклу потанцевать.

А её «Женский круг», несколько лет назад принесший победу в номинации «Живая традиция» в конкурсе традиционной народной куклы на Всероссийской выставке в Перми?

Взрослые люди, а испытывают какую-то искреннюю, почти детскую радость. Неспроста же так важно учить народной традиции именно детишек. Когда радость и самим не в тягость.

Я же прицепился к одиноко сидящему деду. Помятуя о Павле Прокопьевиче. И зная уже, что вот те лапти, потемневшие от времени, им лично деланы. Ну и усадил в них кукольного деда с явным намерением сфотографировать. Других идей о движении времени и связи поколений у меня не возникло.

А по художественной правде дед тот, когда не сам по себе, а в составе композиции, восседает на телеге. Так он аж до Тулы доезжал, представляя собою «Дорогу домой». Вообще-то, Татьяна туда возила и самовар. Такого ведь нет даже в Туле.

Такое чувство, будто что-то упустил. Ах да, про костыг. Речь про основной рабочий инструмент мастера. У него есть разные названия. Казалось бы, не так уж это принципиально. Но однажды на мастер-классе Татьяна спросила у своих «студентов», знают ли они, как это называется? «Костыг!» — уверенно сказала одна женщина. «Почему?». «Потому что я — Костыгова. Уж точно знаю». И Татьяне так это понравилось! В общем, сегодня это — главное её отличие от новгородских коллег. Пусть они себе кочадычат, а мы тут в Боровичах будем костыжить.

*   *   *

БЛИЦ!

Татьяна, что такое трудно?

— За учебный час дать детям такое, что они унесут с собой. Поймут, почувствуют, не забудут тут же. Это действительно трудно.

Самое большое желание?

— Большое помещение! Своя мастерская. Со льготой по аренде. Как в Новгороде. Без поддержки — никак. Начнём с начала — с заготовки бересты. Надо просушить, расслоить, распределить: это — грубятина, а это — как нежный бархат. Если других учить, то нужен настоящий материал, не бумажки же нарезать.

От кого зависит?

— От меня! Получается, что берегу свой лоб. А то, может, достучалась бы уже. Пока аккуратно напрашиваюсь на ликбез. Чиновники-то наши не очень сведущи, где сувенирщина, а где традиция. Обувь, тарелки, туеса, горлатки — это искони. А шкатулки клееные да ещё и крашеные — извините, нет. Самим бы приятнее было со знанием дела подарки выбирать.

Чего не любите?

— Когда говорят: «поделки». Опять же по незнанию. Но звучит почти как «подделки». Это прямо под дых.

Кому вы благодарны?

— Владимиру Ярышу и Андрею Терентьеву как учителям. Ирине Анатольевне Столбовой, да и много кому ещё в Боровичах. Ну и Васильеву Станиславу Владимировичу, конечно!

А он...

— Мой муж!