Как принять и адаптировать детей с интеллектуальными особенностями
В феврале следующего года в Великом Новгороде состоится инклюзивный спортивный фестиваль по бегу на снегоступах и лыжным гонкам. Он объединит в одной команде детей и подростков с ментальными особенностями здоровья и без них. Его участниками станут воспитанники адаптированных школ и школ-интернатов области совместно с ребятами спортивной школы-интерната «Спарта».
На протяжении последних лет они принимают участие во Всероссийской спартакиаде специальной олимпиады (СО) — движении, где люди с нарушениями интеллекта занимаются адаптивной физической культурой и спортом. В Новгородской области одна из тех, кто развивает и популяризирует специальную олимпиаду, — учитель физической культуры Центра адаптированного обучения Светлана БОРОДАЧЕВА. «НВ» пообщались с ней, чтобы понять, в чём суть инклюзивных соревнований, что они дают участникам и обществу и как она готовит к ним детей.
— Светлана Николаевна, в чём ценность соревнований специальной олимпиады?
— В каждом уголке Земли специальная олимпиада меняет жизнь людей с интеллектуальными нарушениями. Главное в этом спортивном движении не результат, а человек. В зависимости от спортивной подготовки и возраста участники делятся на дивизионы. Таким образом, им не требуется показывать какие-либо спортивные рекорды. Важны стремление к максимально возможному результату, победа над собой и честная победа над соперником. Особенность соревнований в том, что награждаются все участники. В нашей области СО начала свою бурную деятельность после Олимпиады в России в 2014 году — после встреч с новгородскими профессиональными спортсменами, спортсменами-инвалидами, представителями Всероссийского общества инвалидов Новгородской области. К ней подключились семь адаптированных школ и школ-интернатов области, обучающих детей по программе восьмого вида — нарушение интеллекта. В настоящее время из 32 видов спорта, включённых в международную программу специальных олимпийских игр, в регионе развитие получили 10.
— А теперь вы ещё заняты продвижением такого направления, в котором вместе соревнуются обычные спортсмены и люди с особенностями развития. Почему оно привлекло ваше внимание?
— Юнифайд-спорт (unified в переводе с английского означает «единый» или «объединенный») — это соревнования по разным видам спорта среди команд, в состав которых входят люди с ментальными особенностями (атлеты) и без особенностей здоровья (партнеры). В прошлом году мы имели опыт проведения спортивных фестивалей по юнифайд-волейболу и юнифайд-настольному теннису. Но дело в том, что в 2023 году в Казани пройдут Всемирные зимние игры СО. На них отправится наш новгородский атлет по бегу на снегоступах. Поэтому я и Александр Марков, учитель Кулотинской адаптированной школы-интерната, подготовили в рамках совместной программы специальной олимпиады России и компании Coca-Cola «Юнифайд Лидершип» два проекта по данной дисциплине. Особенность её в том, что ребята не просто принимают участие в соревнованиях, но и сами их организовывают. В Окуловке уже реализовали проект и 11 декабря провели фестиваль «Вместе в спорте, вместе в жизни». В Великом Новгороде планируется проведение юнифайд-лыжных гонок и юнифайд-бега на снегоступах «Разные — равные» 11 февраля на базе спортивной школы-интерната «Спарта». Соревнования пройдут в форме эстафет, где в одной команде будут участвовать, например, два юноши центра адаптированного обучения и два юноши школы-интерната «Спарта». Подобные мероприятия раскрывают внутренний потенциал детей и подростков, возможно, они помогут изменить в лучшую сторону их отношение друг к другу. Приглашаем всех желающих и даже иногородних лыжников.
— Получается сводить два мира? Многим даже слово «инклюзия» не совсем понятно.
— В нашем Центре обучаются в том числе ребята и с расстройством аутистического спектра, и с синдромом Дауна. Родители очень стараются, уделяют много времени их развитию. Их мечта — чтобы окружающие с пониманием, любовью, то есть на равных, строили отношения с их детьми. Большинство же особенных учеников — из менее благополучных семей. Спорт для них всех как глоток свежего воздуха. Практика объединенных тренировок и участия в соревнованиях со студентами НовГУ показала, насколько эффективна инклюзия. Польза от совместной деятельности для обеих сторон превосходит все ожидания. Дети с ментальными особенностями приобретают навыки осознания своих действий в коллективе, учатся красиво выражать свои эмоции и поддерживать друг друга, раскрываются, чувствуют себя уверенно. Ребята без особенностей развития становятся более толерантными. Раньше, да и сейчас пугают: не хочешь учиться, отправим в седьмую школу, мол, там собирают лентяев и глупых. А я хочу изменить отношение к нашим детям. На соревнованиях они ничем не отличаются от других юных спортсменов. И даже выполняют с успехом нормы ГТО.
Светлана БОРОДАЧЕВА:
– Верю в то, что спорт обладает уникальной объединяющей силой. И все юнифайд-фестивали, которые мы организуем, послужат трамплином к формированию инклюзивной культуры в Новгородской области.
— Как выстраиваете уроки?
— Дети уважают дисциплину. Но больше всего они хотят попасть на соревнования. Поэтому когда я объявляю, что планируются, например, в Окуловке соревнования по дартсу, то вся школа начинает в него играть. Некоторые родители покупают домой инвентарь, хотя все знают, что поедут только ребята, занявшие первое, второе и третье места. Наше движение поддерживают и техникумы, куда потом идут получать образование выпускники адаптированных школ, участвуя в соревнованиях по футболу, дартсу и юнифайд-волейболу. В спортивном движении СО для лиц с нарушениями интеллекта также могут участвовать подопечные психоневрологических интернатов, хотя у нас в области они еще не задействованы. Возрастные ограничения в этом движении от 8 лет и старше.
— А какими вы видите своих воспитанников?
— Своим воспитанникам я всегда говорю, что сила должна быть доброй. Очень хочу, чтобы они были целеустремлёнными и нашли свое место в обществе. Одна моя воспитанница не переставая играла в дартс. И в результате на областных соревнованиях всех смогла удивить, когда три раза попала дротиком в центр мишени. Потом ей доверили поднять флаг. Я всегда поддержу тех, кто старается и хочет чего-то достичь. Проделана очень большая работа по организации мероприятий в рамках специальных олимпиад в регионе. Сейчас работа направлена на развитие инклюзивного общества.