Вторник, 05 ноября 2024

Елена Кузьмина

Через шесть морей и один океан

Настя говорит, что профессию океанолога выбрала случайно.

Фото: из архива Анастасии Артамоновой

Уроженка Старой Руссы Анастасия Артамонова стала участником арктической экспедиции

Рассказать в предновогоднем выпуске «НВ» об арктическом путешествии уроженки Старой Руссы Анастасии Артамоновой — что может быть логичнее? Посвятим главному зимнему празднику историю об интереснейшей работе нашей землячки в одном из самых холодных регионов Земли.

Анастасия — инженер-океанолог, аспирантка Морского гидрофизического института РАН. Вместе с командой из ещё восьми молодых учёных и 32 студентов из нескольких вузов страны на научно-исследовательском судне «Академик Иоффе» она приняла участие в экспедиции, целью которой было проведение ряда важных исследований.

Девушка говорит, что выбрала профессию случайно. А нам так не кажется. В школе ей нравилась география, а дома она любила смотреть Аnimal Planet и Discovery — природа, животные, наука... Когда пришло время выбирать вуз, мама Насти предложила дочери океанологию в Российском государственном гидрометеорологическом университете.

— Нам казалось, что это про морских животных и путешествия, — вспоминает Анастасия. — Мой школьный учитель географии тоже хорошо отозвалась об этом вузе, и я согласилась. Только в университете осознала, что океанология — это скорее про физику, чем про животных.

Куда реки текут

«Академик Иоффе» вышёл из Мурманска и прошёл через Белое, Баренцево и Карское моря до континентального склона Северного Ледовитого океана. Обратный путь пролегал снова через Баренцево, а затем Норвежское, Северное и Балтийское моря, после чего судно бросило якорь у Калининграда. Экспедиция продолжалась 31 день. Самая северная точка, в которой останавливался «Академик Иоффе», находилась в районе 82 градусов северной широты. Впрочем, на языке учёных это правильно называть не точкой, а станцией.

Участников экспедиции поделили на отряды — гидрофизики, гидрохимии, гидробиологии, пластикового загрязнения, метеорологии и ветрового волнения и дистанционного зондирования. У каждого были свои задачи, но всех объединяла одна большая работа.

— Изучение трансформации стока крупных рек в Северном Ледовитом океане. Важно было определить, что происходит с пресными водами Оби, Енисея в море, как они распределяются и влияют на химические, физические и биологические процессы в море, — рассказала рушанка.

Помимо всего этого учёные изучали предметы, загрязняющие Карское море: крупный пластик — бутылки, рыболовные сети, куски пенопласта, и очень мелкий, который можно рассмотреть только под микроскопом. Исследователей интересовало, как долго пластик путешествует по океану, поедают ли его морские организмы и оседает ли он на дно.

Волна под волной

«Бойцы» отряда дистанционного зондирования, в котором работала Анастасия, на каждой станции запускали дрон с видеокамерой и таким способом фиксировали поверхностные проявления внутренних волн и вихрей. Бывает в море и такое.

— Внутренние волны — это почти такие же волны, как те, что мы можем наблюдать на поверхности моря, только они находятся в толще воды, — разъяснила Настя. — Вихри — это подводные водовороты. Они могут закручиваться по часовой стрелке и против неё, поднимая воду с глубины на поверхность или опуская. Это можно сравнить с циклонами и антициклонами в атмосфере, которые формируют погоду. Только океанские вихри формируют погоду в океане.

По словам рушанки, при удачных условиях процессы, происходящие в толще воды, можно наблюдать на поверхности. Если знать, что искать. И это не только очень интересно, но и очень красиво.

Учёные могли видеть мелкие льдинки, выстроившиеся в виде громадной спирали длиной более 10 км, или плёнки из различных веществ, которые сбивались в полоски, показывая, что под водой прошла волна.

— Одновременно мы проводили и гидрофизические измерения, — рассказала Анастасия. — Специальной термопрофилирующей косой длиной 50 метров, с привязанным к её концу грузом весом в 20 килограммов непрерывно измерялась температура воды на глубине 50 метров. Эти измерения позволили нам зафиксировать прохождение внутренней волны высотой около 40 метров. Это одно из «открытий» моего отряда.

Как только капитан судна сообщил о белом медведе по правому борту, весь научный состав экспедиции почти сразу оказался на палубе. Фото из архива экспедиции

В ледовом плену

С айсбергами экспедиция не встретилась, хотя теоретически на севере их можно было наблюдать. Однако молодым учёным попадались только крупные льдины.

Температура воды на самых северных станциях была отрицательной, в воздухе тоже минус — около 4 градусов ниже ноля. Если нужно было быстренько пробежаться по палубе, то можно отправиться и в футболке, но долго оставаться снаружи без тёплой одежды невозможно. Погода, по наблюдениям Анастасии, напоминала питерскую осень: «влажненько, прохладненько, в общем комфортно».

— Вообще, попав в Арктику, я, конечно, ожидала увидеть лёд, но в основном мы наблюдали туман, и теперь у меня есть очень много фотографий тумана с различных ракурсов, — шутит Анастасия. — Но лёд тоже был. «Академик Иоффе» — судно начального ледового класса. Оно может находиться в разряженном мелкобитом льду.

Это не так просто, как может показаться. Поначалу наблюдать за тем, как судно преодолевает покрытые льдом волны, по признанию Насти, было страшно.

— Можно было слышать жуткое скрежетание, когда под нос попадали особо толстые льдины, — рассказала она. — Разряженный лед — очень подвижный, и в какой-то момент мы оказались в своеобразном ледовом плену, когда с мостика не было видно, где лёд заканчивается и куда нужно маневрировать. Тут пригодился дрон, который использовал наш отряд. Беспилотник подняли на высоту 500 метров, с которой было видно чистую воду, а информацию по рации передавали капитану. Это было, конечно, не очень опасное, но увлекательное приключение.

Как и встреча с белым медведем, который оказался «по правому борту». После этого сообщения капитана исследователям потребовалось несколько секунд, чтобы высыпать на верхнюю палубу, с которой зверя было хорошо видно. Поизучав друг друга, учёные и мишка разошлись каждый своим курсом.

— Наблюдать белого медведя в естественной среде обитания для меня было откровением, — призналась Настя. — Я даже прослезилась.

Следующим обитателем Арктики, которого встретили учёные, был морской заяц. На своего сухопутного тёзку он совсем не похож — вылитый тюлень. Его тоже «зафиксировали» на фото и видео, отправив дрон, который позволил вести наблюдения незаметно для животного.

Пинг-понг в Норвежском море

На обратном пути не обошлось без болтанки. В Норвежском море «Академика Иоффе» встретили большие волны — до 2–4 метров.

— Вода хлестала на палубу, и всё на судне, включая нас, очень болтало, — вспоминает Настя. — Те, у кого была морская болезнь, находились на нижних палубах и лежали там. Для остальных качка была весельем. Особенно интересно было играть в настольный теннис. Нужно было следить не только за тем, куда летит мяч, но и куда летишь ты. Но мы даже провели соревнования по пинг-понгу.

Атмосфера на судне оказалась очень уютной. Участники экспедиции регулярно бывали в библиотеке, где можно было работать с компьютером, в конференц-зале, где читали лекции и проводили мастер-классы. На борту у «Академика Иоффе» были сауна, прачечная и спортивный зал.

Каждое утро учёные поднимались в семь часов и сразу узнавали по громкой связи, где находятся и сколько морских миль прошли. Через полчаса отправлялись на завтрак. К питанию на судне был строгий подход — за столом собирались четыре раза в день, строго по расписанию — в 7.30, 11.30, 15.30 и 19.30.

Таким же основательным было и отношение к санитарным требованиям — на дворе по-прежнему пандемия коронавируса. Поэтому первые две недели на судне соблюдали карантин — каждый, кто находился на корабле, носил маску, на каждом углу были санитайзеры. Перед рейсом все сделали прививки от COVID-19, а перед посадкой на судно сдали ПЦР-тесты. Поэтому, как заключила Анастасия, до Калининграда все добрались здоровыми, и экспедицию не пришлось прерывать.

— Думаю, что будет ещё много открытий на основе данных, полученных в этом рейсе, — считает Настя. — Вообще сейчас отправка студентов в море — редкое явление. Мало кому удаётся пройти практику на «большом белом корабле», как мы это называем. Например, я попала в море, только будучи в аспирантуре — после шести лет учёбы. Многие из ребят в этом рейсе были первокурсниками и отлично себя показали. Они своими глазами увидели океан, который только начинают изучать. Эта экспедиция вдохновит их заниматься наукой.

Теги: Старая Русса, Новгородская область