Воскресенье, 17 ноября 2024

Анна Мельникова

Культурный код инклюзии

Станислава Русинова считает, что инклюзию нужно делать комфортной и полезной.

Фото: из архива НКО «АутизмПобедим»

Некоммерческая организация «АутизмПобедим» запускает проект для новгородских педагогов

Недавно новгородская НКО «АутизмПобедим» провела среди педагогов двух школ и детских садов областного центра опрос, насколько они осведомлены о поведенческих особенностях детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Оказалось, что учителям и воспитателям не хватает информации о ключевых дефицитах учеников и дошколят с таким диагнозом. Между тем у этих детей могут быть сложности с речью и коммуникацией, трудности при переходе от одной деятельности к другой, проблемы с приёмом пищи и сном, также обнаруживаются навязчивость, подчинённость собственным ритуалам и много ещё чего.

Усугубляют ситуацию, то есть не дают правильно принять ребёнка с РАС, мифы и стереотипы вокруг аутизма. Мол, люди, у которых он выявлен, становятся гениальными программистами и математиками или, напротив, совсем не обучаемы. Принимая во внимание данные обстоятельства, родители детей с РАС, объединённые в НКО «АутизмПобедим», разработали проект по развитию толерантности и эмпатии к детям с РАС и назвали его «Инклюзивный воркшоп».

По словам одного из авторов проекта, учредителя НКО Станиславы РУСИНОВОЙ, действия аутичного ребёнка могут напугать педагогов, и для построения полноценной инклюзивной системы важно, чтобы они получили информацию о том, почему происходит то или иное его поведение, как взаимодействовать с детьми с РАС, эффективно обучать их и помогать.

— Целевой аудиторией проекта станут специалисты школ и детских садов, где уже открыты инклюзивные площадки, на которых обучаются и воспитываются дети с РАС, — рассказала Станислава Русинова. — Это будут не только учителя, которые непосредственно занимаются с детьми с РАС, но и педагоги других дисциплин, например, по физкультуре, музыке.

В настоящее время команда проекта занята созданием методического пособия, разработанного на основе опыта новгородских педагогов — тьюторов, воспитателей, учителей. Будет блок материалов от родителей. Кроме того, в планах у НКО — отснять пять обучающих видеороликов.

Проект «Инклюзивный воркшоп» стал победителем областного конкурса социально ориентированных некоммерческиХ организаций и получил грант в размере 182,3 тыс. рублей.

Занятия в виде тренингов и социальных игр начнутся в феврале. А ключевым событием проекта должно стать мероприятие «Инклюзивный воркшоп». Пройдёт оно в интерактивной форме, что подразумевает коллективный метод обучения, где каждый сможет поделиться своими идеями и опытом. В НКО рассчитывают, что участниками воркшопа станут 40 человек: педагоги, представители образовательных ведомств и других профильных общественных организаций, родители, воспитывающие детей с РАС, специалисты, работающие в сфере помощи детям с особенностями развития.

Но самое важное, как отметила Станислава Русинова, этот проект — ещё один из этапов создания инклюзивной культуры в обществе. С его результатами — пособиями, видеоуроками — сможет ознакомиться любой желающий. А в идеале — чтобы он был реализован в каждом образовательном учреждении.

— Инклюзия — это процесс, который нужно постоянно развивать, он сложный и требует от педагогов новых компетенций. Им нужны не только знания, но и поддержка, — уверена Станислава. — Общество не знает и не понимает, как корректно реагировать на людей с особенностями. Каждый поступает в соответствии со своим воспитанием. Есть общепринятое правило — уступать место в автобусе старшему поколению. В отношении людей с РАС культурного кода пока нет. Инклюзивная культура только формируется. И наша НКО стремится к тому, чтобы она появилась быстрее.

Теги: Новгородская область, НКО, аутизм