Понедельник, 23 декабря 2024

Мария Клапатнюк

След на бумаге

Некоторые строения Малой Вишеры продолжают свою жизнь только в работах Ульяны Пухаревой-Лубяной.

В своих акварелях художница из Уссурийска сохраняет уходящие уголки Малой Вишеры и Чудова

Новгородкой с солидным стажем художницу Ульяну ПУХАРЕВУ-ЛУБЯНУЮ никак не назовёшь: в Чудово она вместе с мужем перебралась из Уссурийска только 10 лет назад. Почему выбрала именно эти места, с точки зрения логики объяснить не может. Зато нелогичное, но знаковое объяснение подкинул случай. Отыскивая информацию о собственной родословной, выяснила, что прадед её вместе с большой семьёй жил именно в этих местах. Стало быть, какой-то важный круг, сама того не ведая, молодая женщина, возможно, замкнула.

— Но я-то рассуждала проще: Уссурийск — город прагматичный, торговый. Пробиться «с искусством» там тяжело. Вернее, мне было тяжело. Даже после художки в детстве и профессионального образования в этой же сфере. Вот и захотелось кардинально изменить судьбу, — вспоминает Ульяна. — А на Новгородчине всё само собой завертелось именно так, как мечталось. Да, быт, да работа, но и время для себя и своего большого увлечения всё же остаётся.

Жизнь Ульяна строит сразу на два города: в Чудове — дом и семья, в Малой Вишере — работа и творческие проекты. Счастье, что расстояние между городами невелико: границы постепенно стираются. И вот уже вслед за весенней выставкой в Малой Вишере персональная экспозиция художницы по осени открылась и в Чудове.

Из Приморского края на Новгородчину Ульяна переехала в поисках вдохновения. Фото из архива Ульяны ПУХАРЕВОЙ-ЛУБЯНОЙ

Разумеется, в повседневной суете у меня нет чётко выделенного распорядка: сейчас буду творить. И мастерской своей нет. Есть небольшой уголок в частном доме. Но в этом — своя прелесть.

— Как-то утром, пока ребёнок и муж ещё спали, глянула в окно: во двор к соседу машина привезла дрова. Запасливый. И так сосед их живописно рубил, что я тут же взялась за дело. Час писала этюд. На следующее утро продолжила работу, — объясняет Ульяна.

Для Малой Вишеры Ульяна сделала и продолжает делать очень важную работу. В своих нежных и прозрачных, но при этом точных акварелях она сохраняет самые укромные, потайные уголки районного центра, забытые, кажется, всеми на свете.

— Не могу равнодушно проходить мимо домов, выстроенных в позапрошлом веке, а то и раньше. Есть в них — в каждом бревне, в каждом камне — что-то живое, с историей. Сейчас города активно перестраиваются, меняют свой облик. Каких-то уголков Малой Вишеры уже и не встретишь больше нигде, кроме как в моих акварелях, — уверена Ульяна.

Параллельно с маловишерской галереей растёт коллекция чудовских пейзажных зарисовок. Совсем отдельно отстоят маловишерские Авдошки, которых художница создала уже немало в содружестве с краеведческим музеем.

Кстати, широкий спектр интересов и аккуратность в оформлении архивов привели к тому, что в Сети мастерица создала целый перечень галерей. А в них чего только не найдешь: и акварель, и живопись, и графика, даже авторские текстильные куклы. Особенно хорош собой Антон Павлович Чехов, запечатлённый во время своего путешествия на восток необъятной страны.

Привычные городские виды благодаря таланту мастера обретают поэтичность и лёгкость.

— У меня и впрямь списки и графики по жизни. Заранее вывешены напоминалки: где какая выставка российского или международного уровня открывается, отмечаю, в чём бы хотела принять участие, что особенно привлекает. Отправляю работы, — рассказывает Ульяна. — А вот свой дом в картинную галерею я не превращаю. Стены стоят чистые. Ещё и потому, что висящая на глазах работа постепенно замыливается. Посмотришь-посмотришь и уже и не знаешь, как воспринимать её правильно. А вот когда достаёшь на белый свет после перерыва и смотришь отдохнувшими глазами, тут же подмечаешь и недостатки, и достоинства: всё как есть! Рука тянется провести работу над ошибками. В общем, отлаженный процесс не прекращается.

Теги: Чудово, Малая Вишера, общество