Понедельник, 23 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Просто не тороплюсь

Дипломная работа «Песня механической рыбы» Юрьева участвовала в короткометражном конкурсе фестиваля «Санденс».

Фото: kp.ru

О творческом подходе и планах на будущее новгородцам рассказал московский режиссёр Филипп Юрьев

Благодаря инициативе Бюро приключений «53 тура» творческий вечер в Великом Новгороде провёл Филипп ЮРЬЕВ, молодой московский режиссёр, неожиданно для многих громко заявивший о себе в российском и мировом кинематографе фильмом «Китобой».

Снятый на Чукотке за три месяца фильм получил престижные режиссёрские призы на прошедших почти одновременно Венецианском кинофестивале и «Кинотавре».

Вечер в Великом Новгороде Филипп начал с демонстрации двух новых работ: короткометражного фильма для альманаха «Кошмары музыкантов», в котором снялись рэпер Хаски и актёр Антон Адасинский, и ролика, созданного совместно с Комитетом против пыток «Статья¸ которой нет». В центре внимания этой работы — Уголовный кодекс России и то обстоятельство, что в нём до сих пор нет отдельной статьи, посвящённой пыткам.

Отвечая на вопросы зрителей, Филипп Юрьев рассказал, почему и чем его привлекают такие разные темы для творчества, как связаны документальное и художественное кино, почему иногда режиссёр должен всё отпустить и как заниматься творчеством после громкого старта.

О выборе профессии режиссёра

— Я никогда об этом не мечтал серьёзно. Смотрел кино, у меня не было понимания, что есть режиссер, оператор и сценарист. А вот мой одноклассник был гораздо прошареннее в этом вопросе. Он рассказал, что есть некий сценарий, что есть человек, который всем управляет, и это режиссер. Он же предложил снимать любительские короткометражки. Мне безумно понравилась идея быть режиссером, хотя я не понимал, что это значит. Просто классно звучит.

Очень легко, как мне кажется, можно почувствовать поток. Вот у тебя есть возможность — пользуйся. Но если я не уверен, что предложенная идея на 100% моя и на 100% меня восхищает, я очень аккуратно к этому отношусь.

Про ВГИК и мастерскую Алексея Учителя

— Из школы я пришёл во ВГИК. Место, где длинноволосые люди курят сигареты и обсуждают в курилке фильмы. Я поступил в мастерскую Алексея Учителя. Началось обучение. Первые полгода мы его не видели, потому что он снимал фильм. Потом он пришёл и сказал: «У кого не написан сценарий, того я выгоню». Это была первая фраза, которую мы от него услышали. В институте сразу началась интенсивная нагрузка, интенсивное обучение. Готовить пришлось в два раза больше, чем по нормативу. Учитель не преподавал нам определённые жанры. Мы должны были снимать и документальное, и игровое кино. Потом я понял, что документальное кино только выигрывает, если применять к нему игровой подход. А в художественном кино не обязательно всё сочинять. Иногда можно просто поставить камеру и смотреть.

Про «Китобоя»

— К «Китобою» я готовился долго. Важно было приехать на место, про которое был написан сценарий, чтобы понять, может ли это там работать. Оказалось, что да, может. Это абсолютно самобытный край. Там невозможно управлять ситуацией. В нужный момент не удастся открыть ангар с лодкой. Главный герой, из местных, не будет произносить текст. Начнётся шторм, а снимать надо в море. На Чукотке я слышал истории про духов и загробный мир от пятнадцатилетних пацанов. Сделать что-то настоящее можно, только если расслабиться и поймать дух места. Но это тяжело. Край земли со своей дикой жизнью: мрачные северные бараки, свинцовые небо и вода каждый день. В нашей команде было полтора десятка человек: крайне мало по меркам классического кино. Те, кого действительно зацепило. После этой киноэкспедиции мне казалось, что я могу всё. И вообще для меня не существует трудностей.

Всё меняется в жизни юного чукотского охотника Лёшки с появлением в посёлке Интернета. Он влюбляется — впервые и сильно — в молчаливую девушку из видеочата. Узнав, что она живёт в Детройте, Лёшка решается на самый отчаянный поступок в своей жизни: переплыть Берингов пролив и оказаться в Америке.

Про громкий старт и ожидания

— «Китобоя» я очень долго делал и абсолютно ничего не ждал в ответ. А его заметили. С одной стороны, конечно, приятно. С другой, было немного странно: что дальше? Теперь на тебя смотрят, оценивают. Но потом я задал вопрос себе: а если бы никто не заметил, был бы я рад? Меня бы это устроило? Возможно, подумал бы: зря я всё это затеял… В общем, сейчас мне хочется думать, что это иллюзорность такая, что от меня все чего-то ждут. А на самом деле фильм прошёл. Его посмотрели, о нём поговорили. Живём дальше. Когда будет новый фильм, будет своя история.

Про перспективы

— После истории с «Китобоем» мне несколько раз делали какие-то предложения. Я отказался почти от всего. Например, предлагают снимать большой фильм, а я понимаю, что мне сейчас не снять его традиционными схемами. Это не совсем моё. При этом мне хочется пробовать себя в разных направлениях. Отсюда и разная тематика короткометражек, разные подходы к работе. Я много думаю про жанровое кино. Потому что оно всегда было мне интересно. У меня есть такая потребность — попробовать себя в разном кино. Наверное, я рано или поздно к этому приду. А сейчас просто не тороплюсь.

Теги: Филипп Юрьев, Китобой, режиссёр, Великий Новгород