Воскресенье, 03 ноября 2024

Елена Кузьмина

Тише едешь, дальше будешь

В Великом Новгороде владельцев пунктов проката электросамокатов обязали ограничить скорость техники до 10 км/час.

Фото: pixabay.com

Для пунктов проката электросамокатов в Великом Новгороде установили ограничения

Новость о том, что российский Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством, наделала немало шуму в сообществе владельцев таких мобильных устройств. Хотя позднее выяснилось, что информация оказалась, как говорят журналисты, дезой.

На процессе в Верховном суде истец указывал, что к категории транспортных средств должны быть отнесены лишь те средства передвижения, для управления которыми требуются водительские права. Ответчик, представитель Генеральной прокуратуры, пояснил, что закон не может дать полного списка транспортных средств, но позволяет относить к ним электросамокаты в силу скорости их передвижения. В итоге суд принял решение отказать в удовлетворении иска.

— Другими словами, решение Верховного суда не внесло ясности в статус электросамоката: является ли он транспортным средствам или нет, — сказал начальник отделения организации дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства УГИБДД Новгородской области Анатолий АРХАРОВ. — В Правилах дорожного движения по-прежнему отсутствует понятие электросамоката и средства индивидуальной мобильности.

Скоростной режим

В общем, с повестки общественной дискуссии, которая продолжается в России с момента появления первых электросамокатов на улицах городов, этот вопрос пока не исчез. Между тем с приходом тепла эти новые участники движения уже появились на тротуарах в Великом Новгороде. Впрочем, к новому сезону покатушек готовятся не только собственники гаджетов, но и сотрудники областного управления ГИБДД, и другие заинтересованные специалисты.

К примеру, в Великом Новгороде, где сосредоточен основной парк такой техники, власти разработали порядок, который обязывает владельцев пунктов проката мобильных устройств работать в условиях ограничений. О них рассказал заместитель председателя городского комитета экономического развития и инвестиций Игорь ИЛЬИН.

В прошлом году после того как в Великом Новгороде произошли первые ДТП с участием самокатов, в мэрии задумались о регулировании правил езды для их владельцев и провели опрос среди горожан на эту тему. В голосовании приняли участие всего 136 человек, представительной такую выборку трудно назвать, но у городских властей появились основания для того, чтобы развивать культуру передвижения на электросамокатах.

Один из вопросов, который был включён в опрос, касался допустимой скорости передвижения. Специалисты мэрии предложили три варианта: 10, 15 и 25 км/час. Больше всего голосов получил первый вариант.

Результаты опроса среди новгородцев показали, что большая часть респондентов не против появления электротранспорта в исторической части города и не считают эту технику угрозой для пешеходов.

Приехали!

Этими данными, а также практикой работы коллег в Санкт-Петербурге и Казани городские власти вооружились для того, чтобы в декабре 2021 года выпустить постановление, утвердившее муниципальный порядок эксплуатации пунктов проката электросамокатов. Основным ограничением для них станет прокат техники с максимальной скоростью 10 км/час.

Ещё одним требованием является состояние мобильных устройств (они должны быть исправны) и пунктов проката (они не должны создавать проблем для безопасности в городе). В случае происшествий владельцы точек кикшеринга обязаны предоставить властям всю информацию о технических характеристиках электросамокатов. Важным правилом работы стало и заключение соглашения между владельцами точек проката и администрацией, которое будет пролонгироваться, если от одной из сторон не поступят какие-либо возражения.

В настоящее время в городе работают две компании, оказывающие услуги кикшеринга. Одна из них, владеющая пунктами проката в основном на территории городских парков, ещё в прошлом году заключила упомянутое соглашение. Во второй компании пока обдумывают, соглашаться ли на новые правила работы, но, по словам Игоря Ильина, предварительное «добро» уже дали.

Культура вождения

По словам Анатолия Архарова, регулировать передвижение электросамокатов необходимо. 

— Это новый вид опасности, — говорит сотрудник ГИБДД. — Получить травмы, не совместимые с жизнью, можно, двигаясь на электросамокате даже на относительно небольшой скорости. Кроме того, автомобилистам очень трудно среагировать на появление такой техники на дороге. Это может привести к ДТП, в том числе с трагическим исходом, возбуждению уголовного дела. Поэтому развивать культуру использования средств индивидуальной мобильности, вводить правила передвижения для их владельцев просто необходимо.

Несмотря на то, что в ПДД электросамокаты не упоминаются, применять положения этого самого важного для водителей документа сотрудники ГАИ могут.

Согласно Правилам дорожного движения механическим транспортным средством является двух- или трёхколёсное транспортное средство, оборудованное электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт.

Под такие характеристики полностью подпадают некоторые электросамокаты. Это значит, что их владельцы должны пройти курсы вождения и получить водительские права соответствующей категории, чтобы сесть за руль гаджета. Они имеют право передвигаться только по проезжей части улицы. Собственники электросамокатов меньшей мощности, как следует из логики ПДД, являются пешеходами и могут двигаться только по тротуарам.

Теги: Великий Новгород, электросамокаты, правила