Суббота, 04 мая 2024

Мария Клапатнюк

Космический улов

Алгоритм Алексея позволяет работать очень небольшим телескопом, при этом успешно решая задачи по обнаружению астероидов.

Фото: из архива Дмитрия РУППЕЛЯ

Зачем новгородцы ищут астероиды в звёздном крымском небе?

Нынешний ясный март отнял у любителей астрономии из Великого Новгорода не одну ночь: сну энтузиасты предпочитают наблюдения за звёздным небом и перспективу возможных открытий. Так, новгородец Алексей ЧЕРНЫШЁВ благодаря самостоятельно созданному компьютерному алгоритму совместно с крымским астрономом Сергеем Назаровым смог обнаружить 10 новых астероидов, вращающихся на орбите между Марсом и Юпитером. В разговоре с «НВ» Алексей и его коллега по хобби Дмитрий РУППЕЛЬ рассказали, в чём интерес и специфика охоты за астероидами, а ещё, есть ли от этого польза.

Алексей, почему вы ведёте поиск так далеко от Земли?

Алексей Чернышев (А.Ч.): — Для того чтобы понимать друг друга было проще, предлагаю пользоваться терминологией рыбаков. Тогда получим, что в Солнечной системе летает немало астероидов. Они, собственно, везде. Но в поясе астероидов между Марсом и Юпитером их «водится» особенно много. Там можно наблюдать с телескопом и с высокой долей вероятности находить новые объекты, ранее никем не зафиксированные. То есть «клевать» будет чаще.

В чём интерес?

А.Ч.: — Как и с рыбалкой — интересен сам процесс. Ну и, разумеется, вызов: а можем ли мы со своим любительским оборудованием решать и такие задачи. Понятно, что те астероиды, что мы сейчас находим, никогда не столкнутся ни с Землёй, ни с Марсом. И друг с другом тоже. Считается, что в поясе более миллиона объектов, но и расстояния огромны, у каждого — своя траектория, по которой они движутся. За одну ночь в поле зрения нашего телескопа может попасть около восьми десятков астероидов. Пять из них неизвестны. Диаметр обнаруженных нами объектов — от 500 метров до километра. А ещё, если очень повезёт, можно зафиксировать астероид, который движется по необычной орбите. За неделю наших наблюдений такая удача случилась один раз.

«Мы» — это кто? Как процесс организован технически?

А.Ч.: — Процесс организован так. Наш большой друг Сергей, астроном из Крыма, имеет преимущество: у него — хорошее небо. Меньше туч, значительно больше ясных ночей и никаких белых ночей в перспективе. При этом у него относительно небольшой телескоп. Вот он наводит телескоп в одну интересующую нас точку неба, где надеется найти что-нибудь примечательное. И снимает несколько часов, чтобы накопить свет. А потом перекидывает мне эти кадры. Я запускаю поиск объектов в них. Компьютер полдня обрабатывает информацию с помощью программы, написанной мной.

Дмитрий Руппель (Д.Р.): — Классический способ поиска астероидов: сделать несколько кадров одного и того же участка неба и потом сравнить между собой. Опытный глаз сразу отмечает, что где изменилось: астероид ведь движется. Но несколько кадров можно сделать, если в твоём распоряжении крупный телескоп. За ночь он обследует большую область неба, нежели тот, что поменьше. Минус в том, что таких телескопов в России немного, их время очень дорого.

Из-за небольшого размера телескопа мы делаем больше сотни снимков одного участка неба за ночь, обработать их без помощи компьютера нереально. Но есть алгоритм Алексея. В принципе его можно назвать инновационным. Он даёт возможность решать конкретные задачи с относительно простыми телескопами.

Допустим, астероид нашёлся. Как понять, новый он или уже обнаруженный, и что вообще с этим делать?

А.Ч.: — Официальная организация, которая при содействии Международного астрономического союза собирает и систематизирует данные наблюдений за астероидами, называется Центр малых планет. У них есть каталог, содержащий данные по всем наблюдениям астрономов — любителей и профессионалов. Они собираются в общую базу. Если вы что-то нашли, то всегда можно сверить данные с уже открытыми астероидами и понять, новость это или нет. Может случиться и так, что астероид уже нашли. Но информацию ещё просто не успели внести в базу.

Это длительный процесс?

А.Ч.: — Тут есть важный неочевидный момент. В прошлом году с камерой похуже нам удалось обнаружить пять неизвестных астероидов, а открыть мы смогли только один. Почему? После обнаружения движущихся объектов несколько дней стояла плохая погода: небо затянуто тучами. А смысл в том, что если что-то обнаружено, то нужно наблюдать за объектом несколько ночей, чтобы понять, куда он движется, и отследить траекторию. Из-за плохой погоды четыре из пяти обнаруженных тел мы потеряли. По одному астероиду отправили данные. И оказалось, что его наблюдали одну ночь в 2004 году и потеряли. Потом — в 2015 и 2017 годах. И снова оба раза потеряли. И каждый раз присваивали ему новое временное название. Короче говоря, за 17 лет пять раз его наблюдали и теряли. А в 2021 году мы и другие телескопы наблюдали его опять. Теперь уже удалось рассчитать его орбиту и местоположение в прошлом, также можно определить и будущий путь движения.

Д.Р.: — Выходит, что мы наблюдали его не первые, но те, кто были первыми, не стали открывателями, так как теряли объект из-за плохих погодных условий. В общем, первооткрыватель тот, кто сумел обнаружить, проследить и первым отослать данные.

И что ему за это будет?

Д.Р.: — Уважение со стороны остальных участников. Алгоритм Алексея позволяет работать очень небольшим телескопом, а решать задачи по обнаружению астероидов, которые сейчас решают только очень большие телескопы с диаметром зеркала метр и более.

Те 10 астероидов, что нашли вы, о них уже можно сказать что-то конкретное?

А.Ч.: — По трём из них информация уже появилась. Кто-то нас опередил и послал информацию примерно в тот день, когда мы снимали последнюю ночь из этой серии. Теперь посмотрим, что будет по остальным. Например, среди «собирателей» комет раз в год распределяется премия для обнаруживших новую. У любителей астероидов ничего подобного нет. Когда обнаруженный астероид подробно исследуют и точно измерят орбиту, то ему присвоят номер и имя. И открывший его астроном сможет предложить варианты имени. Так, в космосе есть астероид «Новгород», а «Великий Новгород» вроде бы пока отсутствует.

И при условии, что с наблюдателями и обсерваториями у нас не густо…

А.Ч.: — Это да. «Великий Новгород» вряд ли будет занят в ближайшее время.

Исходя из вашего опыта можно сказать, что географическая привязка для вас не проблема. Физически находясь в Великом Новгороде, вы изучаете небо Крыма?

Д.Р.: — В Крыму, в обсерватории КрАО мы были. И это важно: знаем, что там, где и как. А сейчас есть большое желание посетить обсерваторию на горе Шаджатмаз в Кисловодске. Мы бы хотели протестировать там наш новый инструмент. Если всё сложится, то сможем самостоятельно подключаться к аппаратуре и решать какие-то научные задачи. Сейчас перед нами стоит цель в прикладной области обкатывать наши инструменты и наши астрокамеры.

А всё же какой практический эффект? 

А.Ч.: — Отслеживание астероидов вообще и околоземных в частности. Которые теоретически могут прилететь на Землю и навести беспорядок. Для этого созданный алгоритм должен обнаруживать более скоростные объекты и работать не на протяжении нескольких часов, а значительно быстрее.

Теги: Великий Новгород, астрономия