Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Подлинное единство

Фото: Алексея ПАВЛУЦКИХ

Жители Новгородской области почтили память жертв геноцида советского народа

Впервые такой день единых действий был проведён год назад. Выбор пал на 19 апреля, потому что именно в этот день 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».

Тогда ещё не знали слова «геноцид». Оно получило международное значение и правовой статус в послевоенное время. Дети Страны Советов заканчивали школу, ни разу не услышав на уроке этого слова. Нам рассказывали о преступлениях фашизма, о его человеконенавистнической сути. Но рассказывали не всё. Белорусы не знали, что Хатынь — на совести украинских нацистов. Новгородцы не знали, что Жестяная Горка — дело рук латышских карателей.

Именно по фактам военных преступлений, совершённых в этой батецкой деревне, в октябре 2020 года состоялся первый в России процесс, квалифицировавший содеянное палачами «тайлькоманды» как геноцид. Напомним, жертвами извергов стали не менее 2,6 тысячи человек, включая женщин и детей.

Сегодня Жестяная Горка — это мемориал. Память невинных жертв, претерпевших ужасную насильственную смерть, увековечена достойно. Бронзовая «Скорбящая мать» взывает к памяти и совести всякого, кто здесь был или ещё будет.

Владимир ПУТИН, Президент России:

– Мы никогда не забудем, сколько горя и страданий принесла война, какую невосполнимую, страшную цену заплатил советский народ за свободу и независимость Родины. Эта память священна и для поколения победителей, и для тех, кто родился после войны. Деревня Жестяная Горка — одно из мест массовых казней, совершённых на Новгородчине. Здесь были зверски замучены тысячи русских, цыган, евреев, приговорённых лишь за факт своего существования. Палачи не щадили ни детей, ни стариков, ни беременных женщин. Эти преступления не имеют срока давности и навсегда останутся в народной памяти.

Наш общий долг — противостоять любым попыткам оправдать убийц, представить захватчиков, карателей, коллаборационистов невинными заложниками обстоятельств, заменить факты лицемерной ложью. Мы обязаны постоянно и настойчиво восстанавливать историческую справедливость.

Ещё недавно в большинстве своём мы ничего не знали о таком трагическом месте, как Попово болото в Демянске. Казалось бы, как может быть безвестным лагерь смерти? Согласно архивным данным, там во рвах были закопаны тела более 22 тысяч советских военнопленных и мирных жителей. Об этом страшном преступлении страна узнала за два года до Победы. 16 апреля 1943 года (за три дня до Указа Президиума ВС СССР № 39) в газете «Правда» вышла публикация Кузьмы Горбунова и Михаила Матусовского «На Поповом болоте».

«Первые партии пленных и согнанных сюда мирных жителей были пригнаны 13 сентября 1941 года. Для них не было устроено даже навеса. Когда начались дожди и заморозки, люди сами ставили себе шалаши и выкапывали руками и заострёнными палками звериные норы, в которых можно было лежать полусогнувшись. Прибывали новые группы. Выпал снег. Пленным не разрешали даже разложить костра».

Люди не выдерживали холода, голода, издевательств. И кто бы выдержал на их месте? Статью фронтовых корреспондентов легко найти в Интернете. Не сочтите за труд. Она заканчивалась словами: «Поклянись же их памятью и страданиями, что твоя рука будет тверда и беспощадна до тех пор, пока Вюснер, Шмидт и все их подручные не расплатятся головами за свои злодеяния».

Мёртвые звали живых на бой — святой и правый. Как же можно было о них забыть? В 1976 году у Попова болота был возведён мемориал в честь Северо-Западного фронта. О трагедии военнопленных, а в районе Демянска, по официальным данным, было замучено более 98 тысяч красноармейцев, там — ни слова.

— В центре поселкового парка есть низина, частенько залитая водой, — говорит командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов. — И там везде щуп показывает наличие костей.

Историки спорят, говорил ли Сталин эти слова: «У нас нет военнопленных, есть только предатели». Однако отношение к проблеме военнопленных долгое время подтверждало такой тезис. Как видим, и в 1976 году в нашем Демянске это было так.

Александр Морзунов поднял тему Попова болота в одном из выпусков своей передачи «Возвращённые имена» на Новгородском областном телевидении, сказав, что «не парк это, нельзя здесь гулять с колясками, здесь люди погибли». Не надо спорить с нашим прошлым — его идеологией и ошибками. Надо не делать новых и исправлять старые. Поэтому там в Демянске нужен мемориал.

У нас не одна Жестяная Горка. Она — символ страданий мирных граждан, оказавшихся на оккупированной территории. И не одно Попово болото. Вспомним хотя бы чудовский лагерь на территории бывшего совхоза «Коммунар». Вспомним, что с июля 1941-го до весны 1942 года в немецком плену были замучены, умерли от голода и болезней, расстреляны от 1,5 до 2 миллионов солдат и офицеров Красной Армии. Это — геноцид!

Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:

– 19 апреля в России вспоминают о жертвах геноцида в годы Великой Отечественной войны. О мирных жителях, погибших от рук оккупантов. Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, Министерством обороны, Российским военно-историческим обществом, поисковым движением сегодня проводится огромная работа по установлению всех преступлений карателей. Наша задача — не только найти и увековечить память погибших, но и установить имена всех преступников, повинных в массовых казнях. Значимость этой работы сегодня актуальна как никогда, и мы не имеем права её останавливать. Ради памяти жителей Жестяной Горки и тысяч других русских деревень. Вечная память — всем жертвам войны.

Ещё одной узловой точкой вчерашнего единого дня памяти стало Лычково, опять же это Демянский район. Нет потери тяжелее, чем смерть детей. В июле 1941-го фашистская авиация разбомбила на станции Лычково эшелон с эвакуированными ленинградскими детьми. Двенадцать вагонов. Многие ли слышали об этом ещё на рубеже 2000-х годов? Поминальным колоколом стало неравнодушие местных жителей. Потом были телевизионные сюжеты, статьи в газетах. И памятник на станции на народные деньги. А ведь ещё у нас есть станция Боровёнка Окуловского района, там тоже был уничтожен поезд с детишками. И разве убийства детей — будущего любого народа — это не геноцид?

Мы видим, как в сегодняшнем мире — клановом, конъюнктурном и крайне конфликтном — обесценивается это слово. Превращается в разменную монету, ярлык. Из стран заходящего солнца, откуда пришли к нам все мировые войны, слышим, что Донбасс — это не геноцид. А вот Буча под Киевом — совсем другое дело. И вот уже господин Шольц заявляет, что Россия освободила Германию от её исторической вины. Россия (СССР) освобождала его страну только от немецкого нацизма.

Напомним, что иск по делу о геноциде, рассматривавшемся в Батецком присутствии Солецкого районного суда, был заявлен в интересах Российской Федерации. То есть всех нас. В наших общих интересах — знать правду истории. Возможно, «день единых действий» — это звучит несколько официально. Но главное — содержание. О том, что было, но не должно повториться. И наше подлинное единство — в памяти.

Теги: Новгородская область, память, общество, Жестяная Горка