Вторник, 05 ноября 2024

Людмила Данилкина

В сторону России

Если возникнет необходимость, Новгородская область готова будет принять достаточное количество людей.

Фото: Ильи Питалева/РИА Новости

В Окуловском районе жители оказывают помощь вынужденным переселенцам из Украины

Восемь лет назад, когда Донецкий и Луганский регионы Украины оказались в зоне боевых действий, оттуда в Россию приехало много людей. Поезда с беженцами прибывали и в нашу область. Некоторые из них позже, как только ситуация на родине стабилизировалась, уехали домой, другие же остались на Новгородчине — получили российское гражданство, живут, работают, растят детей.

В настоящее время на территории Украины снова неспокойно. И оттуда снова в сторону России идёт поток беженцев. Хотя в отличие от 2014 года сейчас в наш регион организованные группы переселенцев не прибывают — пока их распределяют по южным и центральным регионам. Но если возникнет необходимость, Новгородская область тоже готова будет принять достаточное количество людей, которые вынужденно покинули свою страну.

Выход из города

Однако есть случаи, когда беженцы приезжают в наш регион самостоятельно — к родственникам или знакомым. Так, по информации администрации Окуловского муниципалитета, в последнее время в район прибыли две семьи из Мариуполя.

ЦИБАТОВЫ — супруги с двумя детьми — пересекли границу России в середине марта.

— Миномётную канонаду мы услышали к обеду 24 февраля. Но приглушённо, издалека. Мы решили, что переждём — предполагали, что боевая операция скоро закончится. Однако с каждым днём становилось всё хуже: прекратилась подача воды, газа, закрылись все магазины, автомобили стало нечем заправлять, 1 марта отключилось электричество, — рассказывает Татьяна. — Я не видела на улицах, а жили мы в центре Мариуполя, военной техники и солдат — ни украинской армии, ни российской. Но бомбили город постоянно, однако понять, какая сторона ведёт огонь, было невозможно. Во время обстрелов прятались в подвале, пока было тихо, еду готовили на костре, у редких прохожих получали хоть какую-то информацию. Так, узнали, что можно выйти из города с одной стороны. Мы бы раньше ушли, но везде стояли украинские блокпосты, которые не выпускали людей. Сосед сначала свою семью вывез, потом вернулся за нами — мы в чём были, в том и сели в машину, успели только документы взять. Он нас за пределы Мариуполя вывез, дальше шли пешком по полю, часть которого была заминирована — отряды ВСУ подходы к городу минировали. Потом нас подобрала попутка и довезла до территории Донецкой народной республики, а оттуда нас уже переправили в Россию.

Две недели Цибатовы находились в Ростовской области — во временном пункте размещения, а потом решили поехать в Окуловку, где с 2014 года живёт сестра Татьяны.

Похожая история и у семьи КОМИССАРЕНКО — они тоже покинули Мариуполь в середине марта. Правда сразу, без промежуточной остановки в Ростовском регионе, поехали в Новгородскую область и в настоящее время находятся в Топорке — у своих родственников.

По информации министерства труда и социальной защиты, в ближайшее время будет запущена программа, которая упростит процедуру получения статуса беженца.

Получить статус беженца 

Сейчас семьи привыкают к новым условиям. Они почти сразу обратились к властям. Первый заместитель главы Окуловского района Марина ПЕТРОВА объяснила, что старшего ребёнка Цибатовых, которому 10 лет, определили в школу, младший, шестилетний, пока побудет с мамой. У Комиссаренко сын взрослый, и он тоже пребывает на территории РФ.

— Основная проблема связана с тем, что переселенцы — граждане Украины. По действующим российским законам они, чтобы официально работать у нас, должны получить патент. Для этого необходимо и полное медицинское обследование пройти, и документы нотариально заверять, и ряд других требований выполнить, на что нужны деньги, и немалые. А их у семей нет, — говорит Петрова. — Мы обратились за консультацией в региональное министерство труда и социальной защиты. Нам сказали, что в ближайшее время будет запущена программа, которая упростит процедуру получения статуса беженца, это позволит людям за бюджетные средства оформлять документы и сразу же обращаться в службу занятости.

Администрация района организовала для переселенцев сбор вещей первой необходимости и продуктов питания. Обещает Цибатовым транспорт, чтобы отвезти сына в Великий Новгород на обследование к докторам.

Татьяна Цибатова признаётся, что хотелось бы, когда военная спецоперация завершится, вернуться домой.

А вот по словам Светланы Комиссаренко, их семья намерена остаться в РФ:

— Могли бы мы уехать, скажем, в Польшу? Да. По тому направлению украинские пограничники не выпускают мужчин призывного возраста, но мой супруг уже давно на пенсии, так что нас бы не задержали. Однако мы вообще не рассматривали европейский вариант — чужой язык и менталитет. Мы учились в советской школе, говорим на русском, здесь у нас родственники и друзья. Поэтому мы планируем получить гражданство России и обустроиться здесь, — подытожила Светлана Комиссаренко.

Теги: Новгородская область, ДНР, ЛНР, беженцы