Суббота, 23 ноября 2024

Анна Мельникова

Легенда в стиле

Фёдор Дмитриев хочет заинтересовать ремеслом как можно больше людей.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Древние орнаменты вдохновили новгородского мастера резьбы по дереву Фёдора Дмитриева на создание нового направления в искусстве 

Благодаря распахнутым окнам отдел краеведения областной библиотеки наполнился майским ароматом цветущих деревьев. Запах с улицы стал случайным, но приятным и весьма уместным дополнением к устроенной во время «Библионочи» лекции, посвящённой художественной резьбе по дереву. Проводил её преподаватель Колледжа искусств имени Рахманинова Фёдор ДМИТРИЕВ вместе со своими учениками. Выступление сопровождалось демонстрацией панно, игрушек и прочих декоративных изделий. Аудитория внимательно слушала, смотрела и периодически задавала вопросы авторам работ.

«Передача огня» 

Фёдор Рольфович — известный новгородский резчик. За почти два десятка лет педагогической деятельности обучил профессии не одно поколение студентов. Последние годы со своей командой из талантливых воспитанников занимается продвижением нового направления в резьбе — новгородской пластичной техники.

Одним из первых произведений, где воплотились идеи мастера, стала дипломная работа его ученицы, выпускницы колледжа, теперь уже педагога дополнительного образования Екатерины ВАСИЛЬЕВОЙ. Своему триптиху, состоящему из сюжетов: «Торг», «Путь из варяг в греки», «Промыслы», девушка дала название «Братцы новгородцы». На его создание потребовалось полгода.

— Существует стереотип, что резьбу выбирают только мальчики. В девятом классе я пришла на День открытых дверей колледжа. Нас водили по кабинетам, мастерским. Но меня ничего не трогало. До тех пор, пока я не оказалась у Фёдора Рольфовича. У меня загорелись глаза, и захотелось остаться у него, — Катя начала с того, что интересует многих, мол, не девчачье это ремесло. — Консультантом моей дипломной работы был старший научный сотрудник Детского музейного центра Владимир Варнаев. Он помогал на этапе обсуждения эскиза, чтобы каждая деталь на полотне нашла своё правильное место.

Сам Дмитриев любит повторять цитату Густава Малера, что «традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». Художественный почерк его школы — и из этого он не делает секрета — берёт основы из древних орнаментов и композиций Людогощенского креста, артефакта, хранящегося в музее-заповеднике, Царских врат из придела Рождества Богоматери Софийского собора, резных панелей церкви Святого Николая в Штральзунде, гобелена из Байё. По словам мастера, накопление опыта, формирование самой концепции у него заняли 15 лет.

— Как складывается стиль, ремесло? Кто-то что-то сделал, а другому понравилось, и он это дополняет, — объясняет Фёдор Рольфович. — Мы развиваем пластичную технику. С её помощью можно рассказывать истории и легенды, а также то, что происходит сейчас.

Впрочем, публика на «Библионочи» хотела узнать информацию не только по искусствоведческим, но и по весьма прозаическим моментам. Например, о том, что начинающим резчикам лучше использовать липу, поскольку она более мягкая для обработки. А вот когда рука уже набита, можно переходить на махагон. Дуб для изображения мелких деталей не подходит — текстура материала не даст им проявиться в полной мере.

Ошибки, когда неловким движением инструмента испорчена почти готовая работа, у резчиков бывают, но опытные исправляют их придумыванием оригинальных художественных ходов. На худой конец, имеются реставрационные методики, допустим, приклеить то, что отвалилось.

В 2023 году мастер планирует провести выставку работ по проекту «Новгородская резьба». Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Как рождается красота 

Как считает Фёдор Рольфович, настоящий профессионализм заключается в том, что уродливое, совсем неудачное изделие мастер способен превратить в красивый предмет, которым срочно хочется украсить свой дом.

— Отрицательный результат — это тоже результат, — убеждён Дмитриев. — По программе колледжа на первом курсе ко мне приходят все его студенты. Но за полгода мастерству резчика не научить. Поэтому они изучают тему по изготовлению методических пособий для кружков, развивают навыки. Однажды ко мне попала небольшая доска с контурной резьбой, выполненной заочником. Сложилось впечатление, что рисунок на чёрном фоне он углублял тупой стамеской. Картина была ужасной. Отдал её девочкам-художницам, они подтонировали в синий цвет, поработали над ней, и получилось великолепное изделие.

Для подтверждения этих слов мастер показал то самое панно.

Интерес к профессии, как правило, формируется в детстве. У Фёдора Рольфовича так и произошло. «Я — продукт Советского Союза», — смеётся он. В Дом пионеров, в кружок художественной обработки древесины его за руку привела бабушка. В старших классах нужно было проходить производственную практику на предприятиях. Юноша выбрал деревообработку. Но его ждала не работа руками, а лекции, что его сильно разочаровало. Тогда мама Фёдора Рольфовича договорилась со знакомым, и его приняли в Новгородские реставрационные мастерские. Там-то он и определился, с каким делом свяжет жизнь. Дмитриев поступил в училище культуры на только что открывшееся отделение декоративно-прикладного искусства.

— Сложность нашей специальности заключается в том, что после обучения тебя не ставят в инфраструктуру, — уже после лекции признался Фёдор Рольфович в беседе со мной. — Для человека творческой профессии нужно иметь свою мастерскую, быть самозанятым. А на это не каждый может решиться.

А новгородская резьба, уверен мастер и педагог, поможет умельцам в обретении финансовой стабильности. Есть же абрамцево-кудринская, богородская, городецкая резьбы. Почему бы новгородской не появиться? Так, она может использоваться в создании сувениров, предметов интерьера, мебели и так далее. Главное — популяризировать её и ремесло в целом.

«Абилимпикс» как ресурс 

И Фёдор Дмитриев занимается этим много и активно. Он участвует в международном некоммерческом движении «Абилимпикс», в рамках которого проводятся конкурсы по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 14 лет. Новгородец — тренер Национальной сборной «Абилимпикс» по компетенции «Резьба по дереву». Его ученики Саша Уланов и Паша Юдин завоёвывали на чемпионатах «Абилимпикс» первые места. Сейчас молодые люди помогают своему учителю в проекте по новгородской резьбе. И рано или поздно, но благодаря движению о ней узнают во всём мире.

Очень важно подготовить педагога. Он должен вести занятия так, чтобы ребёнок не сомневался в своей гениальности и с удовольствием мастерил дальше. У одних детей способности видны сразу, а другим надо время, чтобы талант дал о себе знать.

— Общественная работа в «Абилимпиксе» — это ресурс, — комментирует Фёдор Дмитриев. — Когда ты поднимаешься на всероссийскую ступень, то с тобой по-другому разговаривают, потому что знают, что не подведёшь. Легче решать проблемы и искать возможности.

А ещё — строить планы. Дмитриев осторожно ими делится — Великому Новгороду нужен Центр по художественной деревообработке. В нём могли бы учиться не только дети, подростки, но и взрослые, потому что желание мастерить свойственно практически всем. Педагог представляет в нём несколько направлений: столярное, токарное, роспись. Поясняет: чем сложнее система, тем она устойчивее.

Правда, на базе какого учреждения откроется Центр, сказать не может:

— Многие меня об этом спрашивают. Но если его организовывать, то необходимо всё сделать на современном уровне, с хорошими оборудованием, помещением. Полумер быть не должно, тогда лучше вообще это не затевать.

Фёдор Рольфович улыбается. Он — оптимист, верит в свои проекты и учеников. А если кто-то из его воспитанников начинает сомневаться в себе, в своих силах, работе, то всегда настраивает фразой: «Ещё никто не знает, но мы уже победили».