Чему научила глина новгородского художника-керамиста Ирину Лапенко
На прошлой неделе в Петрозаводске завершилась работа выставки «Метаморфозы», где была представлена керамика художника из Великого Новгорода — Ирины ЛАПЕНКО. До этого, с февраля по апрель, произведения Ирины экспонировались в московском музее-заповеднике «Царицыно». А вот заявить о себе в новгородских выставочных залах у молодой женщины пока не получается. Объясняет, ей просто не удаётся оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы организовать показ своих арт-объектов. Но это упущение она обязательно исправит.
Сначала ремесло, потом искусство
Впрочем, справедливости ради — именно в Великом Новгороде, когда Ирина ещё была студенткой НовГУ, училась на дизайнера костюма, у неё случился первый экспозиционный опыт — участвовала в выставке со своей графикой. Какое-то время была увлечена текстильным творчеством. Но когда взяла в руки глину, то сразу поняла, что это её материал.
— Интерес к глине у меня возник лет пятнадцать назад, — сообщила Ирина. — Но тогда было сложно найти открытые мастерские керамики. Искала и в Великом Новгороде, и в Архангельске, моём родном городе. И в Петербурге не смогла найти ничего подходящего для себя. Керамисты были народом закрытым. Возможность взаимодействовать с глиной не упустила на Соловках, куда мы приехали с супругом на ярмарку ремёсел, чтобы летом поработать и отдохнуть. Гончары дали по-дружески покрутить круг, так и произошло моё знакомство с промыслом. Училась я у матёрых северных мастеров. Присматривал за мной, давал наставления гончар из Череповца.
От ремесленников она получила основу, базу для творчества. А что касается выбора художественного направления, то Ирине никто рекомендаций не давал, да и как такового учителя не было. Призналась, что её почерк формировался самостоятельно — путём, как она выразилась, «прощупывания и экспериментирования». Так возник авторский стиль Лапенко, причём далеко не сразу. Между тем создание керамических пластов, где важен не объём, а рельеф и цвет поверхности, напоминает ей выкраивание деталей из холста. Художник, работающий с тканью, в ней всё-таки остался и периодически даёт о себе знать.
— У ремесленников изготовление изделий поставлено на поток. Они знают, что можно ждать от конкретной глины. Я же — художник, и керамика — дело непредсказуемое, — делится она. — Испытываешь удовлетворение: как заготовка слеплена, подобранному к ней цвету, её фактуре, как проведено глазурование, но в печке всё может пойти не туда, куда предполагалось. Поэтому учишься принимать любой результат, в том числе неудачу, чтобы это было без истерик. Открываешь печку с мыслью: «Ну будь что будет».
Трудно спрогнозировать итог своей работы. Поскольку в процессе участвуют не только человек, материалы, но и огонь. На последнем этапе может произойти или полный провал, или приятный сюрприз.
Цвет творчества — синий
На заре развития социальных сетей Ирина придумала для своей странички псевдоним — Рада Калина. Поначалу она воспринимала интернет-маску как игру, что-то забавное. Имя Рада ей всегда нравилось, а Калиной зовут её дочку. Однако эта фантазия со временем плотно приклеилась к творчеству Лапенко. Теперь эти два слова дают ей внутренний стержень, отражают её как художницу. Да и для будущего бренда они подойдут, смеётся Ирина:
— Я — человек, который говорит через руки. Меня привлекает магия старинных предметов быта, но мне хочется интерпретировать их для современной среды. Я не копирую, а стилизую, пропускаю их образы через себя, чтобы снова дать им жизнь. Для этого много читаю, посещаю музеи, участвую в проектах. Так, Арктический институт искусств проводит школы для дизайнеров, где они изучают различные образцы народных художественных промыслов: вышивки, росписи, изготовления деревянных предметов и так далее. Для этого художникам открывают музейные запасники.
Ирина имеет хрупкое телосложение, ровный спокойный голос. Она искренне отвечает на вопросы, но с интересом и вдумчиво выслушивает мои замечания и реплики. И это подкупает.
Она — человек Севера. Он восхищает её лаконичностью, строгостью, чёткими сменами времён года, обилием открытого водного пространства, низким небом. Его природная стихия сформировала её ментальность, дала контент для реализации. Поэтому в работах Лапенко так много синего — цвета моря, космоса и, по её словам, современности. А возможно, ещё и созерцательности.
Её керамические настенные формы — как наглядный пример, что если сделать остановку и присмотреться к миру, движению облаков, набегу волны, восходу или закату солнца, можно обнаружить ценность малого. Оно кажется незначительным, но именно оно — вечное, что происходило и будет происходить.
Внутри Лапенко
Вообще, залипать на виды, слушать себя Ирина считает хорошим профессиональным качеством. Из окон её мастерской, расположенной в загородном доме, видны лес, поле. Она стремилась к тому, чтобы сделать свою жизнь размеренной, посвящённой творчеству. Хотя обратная сторона медали, не скрывает художница, — абсолютная нестабильность и постоянный надзор над собой, чтобы находиться в дисциплине и трудиться над новыми проектами. Однако о периоде преподавания в детской художественной школе вспоминает с теплотой.
— Я проработала педагогом шесть лет, — говорит Ирина. — Есть техники, когда вещь можно сделать красивой с первого раза. И ребёнка это воодушевляет. Мне в обучении важен не результат, а процесс, чтобы мне ученик доверился, а я его направляю. Наверное, поэтому я не вписываюсь в классическую модель образования. Я — нехаризматичный педагог, у меня нет таланта увлекать своими идеями. Но тем, кто готов получить от меня навыки, опыт, я с радостью ими поделюсь. Тем более что у меня на керамику ушли годы тренировок.
За последние годы керамика стала популярной и востребованной. Для мастеров устраивают специализированные выставки, симпозиумы, маркеты. Подходит она и в качестве увлечения.
Но, к сожалению, сейчас керамисты испытывают проблемы с поставкой сырья. Как сообщила Ирина, основные массы шли из Донбасса. И она надеется, что найдутся предприниматели, которые наладят производство керамической и гончарной глины в богатой этим ресурсом Новгородской области.
— Можно самостоятельно добывать глину и готовить её для керамики. Но на это уйдёт очень много времени. А мне хочется заниматься непосредственно художественной частью, — объясняет Лапенко. — Глина — материал древний, обладающий ещё и психотерапевтическим эффектом. Он даёт расслабление. Поэтому в студии, где можно что-то сделать самому, приходят сотрудники офисов. Можно отвлечься от забот и отправиться в любое творческое путешествие. Детям глина помогает развивать моторику.
По замечанию Ирины, художественные объекты — картины, предметы декоративно-прикладного искусства — создают эмоции для пространства. Вещь тиражированная, купленная, на которую человек не потратил свою энергию, силу, не сможет зацепить так, как вещь, изготовленная руками, потому что с ней связаны воспоминания, настроение и вера в свои возможности.