Понедельник, 23 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Искусство детское и не только

Атмосфера уюта стала визитной карточкой фестиваля.

Фото: Алексея ПАВЛУЦКИХ

Первый международный фестиваль «Новая анимация» напомнил новгородцам, что мультики нужны всем

Лето, детство, мультики… Сочетание, что ни говори, заманчивое. Причём манит оно и юную аудиторию, и всякого взрослого, сохранившего в себе любопытную и мечтательную, творческую суть. Опытным путём справедливость утверждения можно было проверять в Великом Новгороде, который на целых четыре дня превратился в большую мультплощадку, принимающую Первый международный фестиваль «Новая анимация».

«Интересное» в программе для себя нашли действительно все возрастные группы: спасибо организаторам. В десяти городских локациях, в залах и под открытым небом, в дни, вечера и ночи фестиваля прошли полторы сотни российских и зарубежных мультфильмов для малышей, подростков и взрослых. Встречи со зрителями проводили такие мэтры мультипликации, как режиссёры Михаил Алдашин и Константин Бронзит. Все желающие без ограничений рисовали, лепили, строили собственные мультипликационные работы на «Лаборатории мультфильмов». В общем, события сменяли друг друга с такой скоростью и оставили такой яркий след, что под занавес хотелось сказать только одно: «Давайте повторим!».

На память о детстве

– Великий Новгород – мой любимый город России после родной Москвы. Люблю его за великое прошлое и архитектуру. И для меня большая честь принять участие в создании современной истории города. Надеюсь, мы сможем подружиться и привнести в жизнь новгородцев что-то интересное, новое, что станет по-настоящему важным, – на старте проекта сказала Мария ТЕРЕЩЕНКО, программный директор фестиваля. – Поскольку тесно мы с вами ещё не знакомы, то программу дебютного фестиваля было решено сделать максимально широкой и показать то лучшее и прекрасное, что в нашей российской анимации создавалось последние 20 лет. Особенно приятно, что в последние два-три года в этой сфере стало очень много интересных, потрясающих молодых людей с оригинальными идеями и желанием работать.

А Денис ЧЕРНОВ, режиссёр, привёзший на открытие фестиваля в Великий Новгород полнометражный фильм «Финник», отметил, насколько всеобъемлющим видом искусства может быть анимация, и пояснил, чем именно она важна.

– Мультфильмы нужны не только детям, но и подросткам! И их родителям. И далеко не только потому, что это и увлекательно. Совместный поход в выходные в кино, на мультик, обсуждение увиденного после – это незаменимая форма совместного времяпрепровождения. На мой взгляд, если мультфильм попадает в разряд семейного, это очень хорошо, – уверен режиссёр. – В то же время анимация – это форма искусства, которая напоминает взрослому, что и он был ребенком, что с этим периодом у него связана масса воспоминаний. В России сейчас хороший анимационный бум: появляются студии, открываются курсы. Создаётся приличное количество неплохого контента. Сама же по себе анимация не имеет границ самовыражения. Воплощение любой мысли ей подвластно. То, что бывает сложно передать в кинематографе, можно здорово, не в лоб, а образно рассказать с помощью анимации.

Процесс и результат

«Лаборатория мультфильмов» в рамках фестиваля «Новая анимация» работала на площадке новгородского «Треста» буквально non-stop: два дня подряд, с 11 и до 18, сеанс за сеансом все желающие создавали мультфильмы в разных техниках на пяти предложенных площадках. Их рисовали, лепили их из пластилина, собирали из конструктора «Лего», выкладывали из одежды, собирали с помощью коллажа, наконец, сами готовили озвучку для проектов.

Возможно даже ценней, чем мультфильмы, созданные командами новгородцев под руководством профессионалов, была атмосфера доверия, равенства и дружелюбия, царившая на площадках.

– Честно сказать, для меня в работе с детьми важно прежде всего общение. Хочется показать детям, как с ними может взаимодействовать взрослый. У меня нет правильных и неправильных ответов, есть версии. Я не даю оценку. Но я хочу научить ребят критическому мышлению: у тебя есть вопрос? Тогда рассуждай вместе со мной, и мы решим, как к этому прийти, – делится своими наработками Николай ШАКИН, мастер лаборатории «Анимация с одеждой», мультипликатор, создатель декораций и конструкций для кукольной анимации, промышленный альпинист и просто разносторонняя личность. – Именно поэтому в работе лаборатории я не делаю основной упор на сценарии, но всегда показываю, как создаётся мультик: сколько кадров нужно снять, чтобы заполнить секунду анимации, в каком темпе следует двигать одежду. А идея мультфильма рождается в процессе: из одежды получаются крокодил, птицы, человечки, всё что угодно.

Кстати, Николай признаётся, что несмотря на разность своих увлечений, к работе с детьми возвращается регулярно и всегда получает большое удовольствие от процесса совместного творчества.

Результат, впрочем, тоже радует!

Мультфильм, созданный новгородцами из одежды, и лего-мультик, как, впрочем, и все остальные, через неделю-другую появятся на официальном сайте «Новой анимации». А в титрах, что особенно приятно, будут перечислены имена всех тех ребят, кто приложил руки к их созданию. В общем, всё по-взрослому!

Задача быть интересным

Про КПД, узнаваемость и комплексы режиссёра говорит мастер.

Одним из знаковых событий фестиваля стала творческая встреча горожан с Константином БРОНЗИТОМ, режиссёром петербургской студии «Мельница», лауреатом международных премий, дважды номинантом на «Оскар».

Фото группы ВК «newanimationfest»

На площадке новгородской Кремлёвки Константин Эдуардович показал несколько короткометражек и рассказал, какая задача стоит перед режиссёром-мультипликатором и чего от профессии точно не стоит ждать.

Про популярность и КПД:

Практика показывает, что мои работы видели почти все, а меня нет. Мультипликаторы за кадром. Зритель знает режиссёров кино: Спилберга, Кэмерона. Но назовите имена авторов «Валли», «Головоломки», «Вверх»?

А ещё режиссёр анимационных фильмов – творческая профессия с самым низким КПД. Это следует понимать. Чтобы создать минимально вменяемый результат, нужно пройти гигантский путь. Композитор может в реальном времени сочинить музыку, создать шлягер. За несколько часов писатель вполне в состоянии написать хороший рассказ. С мультиком нет. В нашем случае в работе нужно прожить хотя бы несколько месяцев, а лучше полгода. Но фанатики находятся, избытка в кадрах нет. Молодёжи я говорю: если рвётесь быть знаменитым и не дай бог ещё и богатым, то вам точно не сюда. Такая история.

Про оценку и зрителей:

На момент просмотра моих работ я всегда выхожу из зала. Я комплексую. Потому что страдаю и создавая мультфильм, и потом, при просмотре. Страдаю, когда делаю, ведь что-то не получается, ищешь компромиссы, нужно что-то придумывать. А потом страдаешь, поскольку разумный человек и прекрасно знаешь недостатки своих фильмов. И есть ощущение, что только недостатки и показываешь публике. Конечно, это не так, но ощущение не уходит. Время от времени я думаю: не слишком ли я простоват? Потом смотрю на реакцию аудитории и обратное переживание: а не перемудрил ли я?

Про профессию:

Я не выбирал профессию. Меня назначили сверху. Сколько себя помню, я делал мультики. Наверное, каждый из нас хотя бы раз рисовал мультфильм в блокноте, чтобы он оживал при пролистывании страниц. Но кто-то попробует раз и закончит, а я погрузился в это полностью ещё во втором классе. Изрисовал просто всё. Я это выбрал? Нет. Скорее меня. Но в этом плане я счастливый человек: мне не пришлось мучиться с поиском профессии.

Про рутину: 

Иногда моя работа заключается в том, что я пытаюсь спасти проект. Как ни посмотри, это идиотская задача, потому что режиссёр должен делать лучше. Вести к совершенству. Но на практике выходит так, что время от времени режиссёру приходится именно «спасать».

Про режиссёра:

Федерико Феллини сказал совершенно правильно: «Режиссёр – это Колумб на корабле, всегда. Колумб хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой». В работе мультипликаторов азарт команды, конечно, тоже важен. И он присутствует. Они все понимают, с кем работают, каков потенциал проекта. Но всё равно они частичка большого механизма. Могут честно сделать свою работу, но фанатиками проекта никогда не станут. И самое ошибочное от режиссёра от них этого требовать. Огонёк рождается из самого проекта. «Раздувает» его режиссёр.

Теги: Новая анимация, Великий Новгород