Суббота, 23 ноября 2024

Василий Дубовский

Неистовый граттаж

«Всем вам мил ся дею, у всех прошу молитвы» (из «Жития протопопа Аввакума»). Иллюстрации Александра ЛЫТКИНА

В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Пепел, стучащий в людские сердца…»

Это иллюстрации художника Александра ЛЫТКИНА к вышедшей в санкт-петербургском издательстве «Vita Nova» книге «Житие протопопа Аввакума». 30 работ, выполненных в технике граттаж.

Аввакума часто называют духовным предводителем русского раскола. Понятие устоявшееся, но для старообрядцев неприемлемое. Ведь с их точки зрения причина раскола состоит в реформах патриарха Никона, которым и противостоял Аввакум. Приняв кончину в горящем срубе Пустозерского острога, он поминаем старообрядцами как священномученик и исповедник.

Его «Житие», написанное в Пустозерске же, – это и исповедь, и проповедь. В «Житии» Аввакум, отдавший жизнь за истинность двуперстия, старых обрядов и книг, предстаёт новатором. Формально это так. Он же не следует канону, а пишет личный текст, используя современный ему простой русский язык. И поэтому не случайно Аввакума называют ещё и первым русским писателем. Им восхищались Лев Толстой, Максим Горький, Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Варлам Шаламов.

Художник работал над «житийным» циклом три года, завершив свой труд в 2020 году, когда отмечалось 400-летие Аввакума. В нынешнем же году исполнилось 340 лет со дня смерти «неистового протопопа».

Интересно, однако, что Александр Лыткин свою творческую задачу с календарными датами никак не связывал.

– Замысел по «Житию протопопа Аввакума» возник у меня в продолжение предыдущей работы, – рассказывает Александр Михайлович. – Я иллюстрировал священные тексты, вторую книгу Моисеева пятикнижия – Исход. Не хотелось опускать планку, уходить от этой глубины – я искал развития темы на нашей русской почве. И вспомнил об Аввакуме и его «Житии», с которым соприкоснулся ещё в юности. Меня тогда поразила его нечеловеческая внутренняя сила. В издательстве мой выбор поддержали, а потом, за что отдельная благодарность, не торопили. Идея должна вызреть. Должен настать тот счастливый момент, когда ты понимаешь: это будет вот так…

Это не вдруг, это трудно.

Александр Лыткин, художник: «Не стоит опускать планку». Фото Василия ДУБОВСКОГО

– Когда ты ходишь по выставкам, всматриваешься, размышляешь и, вроде бы, понимаешь – это только первый шаг. Совсем другая степень погружения – когда что-то проходит через твою собственную руку.

Он снова и снова вчитывался в «Житие», продираясь сквозь архаику языка. Решил облегчить себе задачу – стал читать современный адаптированный текст. Не то! Всё понятно, но что-то ускользает. И важное. Ведь язык даёт «запах, вкус и цвет эпохи и самого литературного памятника». В итоге вернулся от «суррогата» к слову XVII века. Это не сделало его знатоком старорусского. Но читает теперь на нём спокойно.

Это не побудило его заняться собственным воцерковлением. Художник признаёт, что видит в Аввакуме прежде всего человека. Невероятно интересного, страстного, стойкого и цельного. Даже в своих противоречиях, фантазиях. Рациональным сознанием не постичь, где в «Житии» грань между реальностью и вымыслом. Так, может, не надо и пытаться? Всё это – внутренний мир самого Аввакума.

Пепел его действительно стучит в сердца. Понуждает современного человека задать себе самому непростые вопросы. Если не религиозного характера, то нравственного. Где та черта, за которой нельзя цепляться за свою единственную жизнь? Или хотя бы граница для компромиссов и приспособленчества?

– Это всегда современно, – считает Александр Лыткин. – Невозможно прожить, разрешая лишь обычные житейские ситуации. Раньше или позже человек сталкивается с вопросами, испытывающими его честь, силу, веру, стойкость. Выдержит ли – зависит только от него самого.

Новгородская выставка иллюстраций к «Житию протопопа Аввакума» – премьера для автора.

– Немного странная история, – говорит он. – Сначала были предложения, например, от Пушкинского музея. Но юбилейный год совпал с коронавирусом... И теперь моя выставка приурочена уже к другой дате.

На открытии художника не преминули спросить, почему он выбрал такую технику, как граттаж? Если в двух словах, то, попросту говоря, такие работы не рисуются, а буквально выцарапываются. На бумаге, покрытой воском или парафином и красками. Вот так художник воспринял стилистику «Жития». В гамме красного, чёрного и серого, выразительно передающей характер одного из самых феноменальных людей русской истории, – непосредственный, страстный и мощный.

Выставка «Пепел, стучащий в людские сердца…» будет экспонироваться в музее-заповеднике до 28 августа.

Илья МЕЛЬНИКОВ, научный сотрудник НГОМЗ, куратор выставки: 

– Граттаж используется для обучения детей. И этот приём действительно близок стилистике «Жития протопопа Аввакума». В непосредственности Аввакума есть нечто детское. Он мог целую страницу посвятить своим переживаниям о курочке, нечаянно задавленной на пути в ссылку. Он пишет, как к нему приходили тараканы и сверчки, и больше никто. Как ангел дал ему похлебать щей… У него рядом и во взаимодействии земное и потустороннее. Как чувствовал, так и писал. Мнения старообрядцев по поводу подачи художником темы Аввакума делятся, лично я считаю, что в данном случае не нужно пользоваться строгой меркой канона. Сам Аввакум, когда писал своё «Житие», был далёк от мысли, что он свят. Надо сказать, что художники обращаются к образу Аввакума нечасто. Хотя есть иллюстрации к «Житию», выполненные и в более традиционной манере, чем у Александра Лыткина. Но нельзя не признать, что его работы очень резонируют с текстом. Они такие же эмоциональные и динамичные.

Теги: Александр Лыткин, Аввакум