Воскресенье, 22 декабря 2024

Мария Клапатнюк

Это азарт!

В Великий Новгород псковский реставратор приехала перенимать опыт.

Фото: Марии КЛАПАТНЮК

В Великом Новгороде возобновила работу Летняя школа реставраторов

В нынешнем сезоне, после более чем двухлетнего перерыва в работе из-за пандемии, учеников в Великом Новгороде снова собрала Летняя школа реставраторов, действующая на базе Центра реставрации монументальной живописи в Антонове.

За две смены в школе курс пройдут около трёх десятков студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В программе обучения лекции и практические занятия по копированию фресок в знаменитых новгородских памятниках старины.

Школа традиционно пользуется популярностью среди потенциальной аудитории, поэтому возобновления её работы действительно ждали. Как рассказала руководитель Центра реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника Тамара АНИСИМОВА, в Великом Новгороде, как нигде больше, хранится огромное количество фрагментов фресок.

— Именно у нас зародился такой вид работ, как реставрация живописи на фрагментах. Александр Петрович Греков его основал, разработал методику, а мы все — его ученики. А теперь уже можно сказать, самые сильные в стране и, может быть, не только в стране, — пояснила Тамара Ивановна. — Для художников-монументалистов визит к нам в Великий Новгород, конечно, очень важен. Мы проводим экскурсии по новгородским памятникам так, что только здесь многие впервые начинают видеть и понимать своеобразие и красоту древней росписи. Это колоссальная перестройка интересов. Ну а будущим реставраторам работа в Летней школе даёт уникальный опыт и полезна тем более: такого количества практики, что наработано у нас, больше нет нигде. Мы наработали методику, до деталей описали все процессы, каким подвергаются фрагменты фресок на пути реставрации. В рамках Школы будущие иконописцы, монументалисты и реставраторы под руководством наставников работают очень хорошо. Впрочем, у нас плохо и не поработаешь.

По словам Тамары Анисимовой, после обучения часть выпускников Школы, конечно, хотят войти в команду реставраторов, однако штат Центра укомплектован полностью: в его составе 12 человек. При этом фонд фрагментов фресок пополняется всё время: от сезона к сезону. Два основных источника для пополнения фондов — экспедиции члена-корреспондента РАН Владимира Седова и руководителя Новгородского отряда архитектурно-археологической экспедиции СПбГУ Ильи Антипова.

— Когда к нам поступает новый объект, мы всегда очень рады и предвкушаем встречу. Ждём, пока он высохнет, стараемся его «обеспылить», проводим первичную консервацию. Сейчас в работе в основном фрески церкви в Волотове. Своего часа на стеллажах ждут фрагменты росписи Спаса на Ковалёве и Сковородского монастыря. В работе одновременно может быть 4–5 памятников, — уточнила Тамара Анисимова.

Без опыта, намётанного глаза и специальных знаний «сложить» фреску практически нереально. Фото Марии КЛАПАТНЮК

В этом году в работе Летней школы впервые приняла участие специалист из Псковского музея-заповедника — молодой реставратор Анна ЕЛЬПАНТИФОРОВА. Она перенимает у новгородских коллег опыт работы с руинированной фресковой живописью. Полученные знания музейный работник будет применять на практике в стенах Псковского музея. У себя дома Анна занимает должность хранителя фрагментов, собранных в Довмонтове городе. Это каменная постройка XIII века, пристроенная для дополнительного укрепления Крома, расширения площади крепости и защиты городского посада Пскова.

На Летнюю школу Анна Ельпантифорова приехала с частями фресок с раскопа 1959 года, датируемых концом XIV — началом XV веков. В Средние века на этой маленькой территории было построено около 20 храмов. Привезенные Анной частички фресок — мутные и запылённые. Цвета красок под серым слоем пыли угадываются с большим трудом. Под руководством новгородского куратора их очистят, они станут ярче, после чего работать реставратору будет проще.

Будущим реставраторам работа в Летней школе даёт уникальный опыт — такого количества практических наработок по реставрации живописи на фрагментах, что собраны в Великом Новгороде, больше нет нигде.

— В Центре реставрации можно получить колоссальный опыт, а размах, с которым идёт работа, вызывает чувство белой зависти, наверное, — признаётся Анна. — Если говорить простыми словами, то фрагменты фрески — это большой и сложнейший пазл. Потому что обычно к пазлу есть картинка — образец. И есть весь набор кусочков. Реставраторы фресок похвастаться такими комфортными условиями работы не могут. И всё-таки добиваются серьезных успехов.

Сначала набор фрагментов раскладывается по цветам, а затем начинается трудоёмкий и кропотливый процесс сборки. Без опыта, намётанного глаза и специальных знаний «сложить» фреску практически нереально. Но под руководством мастера, после определённого времени, отведённого на узнавание и запоминание объектов, реставраторы начинают замечать мельчайшие детали на цветном поле фрагмента. Эти «зацепки» позволяют опознавать складки одежды или украшения.

— Бывает, что за целый день так ничего и не находишь, это обидно, но объяснимо. Зато если один фрагмент подошёл к другому и пошла склейка, то просыпается настоящий азарт. Иначе это не назовёшь, — уверяет Анна Ельпантифорова.

Теги: школа реставраторов