Понедельник, 25 ноября 2024

Елена Кузьмина

В миллиметре от XIV века

Бинокулярный микроскоп делает кропотливый труд Юрия Александрова и его коллег-реставраторов более удобным.

Фото: Елены КУЗЬМИНОЙ

Новгородские реставраторы древних икон осваивают новую профессиональную технику

Археологическими раскопками новгородца не удивишь. Если только посмотреть на них с другого ракурса и представить, что реставраторы древних икон — тоже своего рода археологи. Но масштаб их работы измеряется не квадратными метрами, а сантиметрами, миллиметрами и даже микронами, потому что «раскопки» они ведут в толще красочных слоёв уникальных изображений, созданных столетия назад. Хотя, с другой стороны, научный масштаб таких исследований измерить трудно — у него границ нет.

Точнее не бывает

Можно себе представить, насколько велико значение инструментария, которым пользуются художники-реставраторы Новгородского музея-заповедника, работающие над спасением икон, написанных средневековыми и более поздними мастерами. С недавних пор в их распоряжении оказалась техника, которая сделала эту уникальную работу более удобной, быстрой и точной.

Силами попечительского совета музея для реставрационной мастерской приобрели два реставрационных стола, оснащённых бинокулярными микроскопами немецкого производства.

— Мы стали одной из наилучшим образом укомплектованных мастерских в России, — сообщил Юрий АЛЕКСАНДРОВ, художник-реставратор высшей категории Новгородского музея-заповедника. — Уровень нашего оборудования сопоставим с тем, что используют в Эрмитаже и Третьяковке. Корректная реставрация невозможна без микроскопа, а профессиональная оптика помогает значительно ускорить реставрационный процесс, связанный с раскрытием авторской живописи.

Слоёный пирог

Икона, да простят нам ценители древнерусского искусства эти слова, напоминает слоёный пирог. Самое первое авторское изображение покрывали защитным слоем олифы. С годами она темнела. Порой настолько, что лик было невозможно рассмотреть. Чтобы сохранить изображение, его записывали — создавали копию прямо на ещё проступающем оригинале. И так каждые 70–80 лет.

Древние иконы насчитывают по нескольку красочных слоёв. Чтобы вернуть оригинальное изображение, их все послойно, миллиметр за миллиметром нужно снять. Начало и окончание такой работы могут разделять несколько лет. 

— Чтобы докопаться до первоначального авторского слоя, нам и приходится предпринимать микрораскопки, — сказал Юрий Александров.

Прямо сейчас такие работы идут на иконе «Богоматерь Одигитрия» XIV века из церкви Успения из села Курицко, которую можно увидеть в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы». Это самая древняя из нераскрытых икон собрания Новгородского музея-заповедника и один из ценнейших экспонатов. Юрий Александров даже не уверен, что её когда-нибудь будет возможно вывезти куда-либо на выставку.

В распоряжении мастера не только мощная оптика, которая позволяет рассмотреть толщину каждого красочного слоя во всех нюансах. Рядом с иконой на столе лежат инструменты, похожие на стоматологические или хирургические. К примеру, красочный слой Александров снимает микроскальпелем, созданным в содружестве с учёными НовГУ.

Микроскоп можно легко перемещать в любую точку реставрационного стола, на котором лежит икона. Кроме того, он позволяет делать микрофотографии и снимать микрофильмы. Такая техническая возможность очень важна, потому что реставраторы документируют каждый этап своей работы.

— Можно даже сделать видеотрансляцию, как у кардиохирургов во время операции, — подыскал удачное сравнение новгородский реставратор.

Реставрация иконы «Богоматерь Московская Боголюбская, с изображением Московского Кремля» скоро будет завершена. Фото Елены КУЗЬМИНОЙ

На пять столетий назад

До появления немецкой техники в мастерской использовали отечественный микроскоп МБС-10. Неплохой, говорит Юрий Юрьевич, но не сравнимый с оптикой Leica. Зато стол с механизмом, на который установили микроскоп, — наш, российский. До того реставратор работал за столом, который был сделан по его эскизам совместно с инженерами Политехнического института НовГУ. Им приходилось управлять вручную.

В 1990-х годах «Богоматерь Одигитрию» по договорённости с новгородской стороной передали на реставрацию в Русский музей, где за несколько лет реставраторы успели раскрыть только участок полуфигуры с изображением младенца Иисуса. Затем святыню вернули домой, и с 2016 года её реставрацией занимается Юрий Александров. Сейчас он приступил к раскрытию изображения Богоматери.

Сегодня икона — овеществлённая машина времени. Справа, где изображена фигура Богоматери, пока ещё XIX век, а слева, где находится младенец Иисус, — уже XIV. Впереди у Юрия Юрьевича — ещё пять столетий, но нам кажется, что его это только вдохновляет.

Теги: музей-заповедник, реставрация, иконы