Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Недетская травма

Бионический протез, изготовленный в компании Станислава Муравьёва, поможет Ярославу Гусеву реализовать себя в жизни.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Новгородская компания «Техбионик» изготовила бионический протез для молодого человека из Донбасса 

В одной из аудиторий новгородского центра поддержки предпринимателей «Мой бизнес» раздаются футуристические звуки, какие можно услышать при просмотре фантастических фильмов о киборгах. Но всё, что здесь происходит, совсем не кино и имеет отношение не к будущему, а к настоящему.

Парень из Ясиноватой 

Эти звуки производит бионический протез левой руки 22-летнего Ярослава ГУСЕВА из Донецкой Народной Республики. Кажется, что молодой человек сам немного удивлён, как сжимаются и разжимаются его металлические пальцы. Ему ещё предстоит освоить возможности высокотехнологичного устройства, приспособиться к нему. Но конструкция определенно добавила ему брутальности. На его лице появляется чуть заметная улыбка.

Ярослав приехал в Великий Новгород на московском поезде накануне вечером. До столицы из ДНР добирался на автобусе. Самым опасным отрезком пути стала дорога от его родной Ясиноватой до Донецка — не больше 15 километров, подвергающихся регулярным обстрелам с украинской стороны. Общественный транспорт на ней не появляется.

— И сегодняшнее утро началось там не очень хорошо, — сообщил Ярослав. Новости о городе он узнаёт из местного телеграм-канала, где люди переписываются по артобстрелам, получается что-то вроде переклички. — И до начала спецоперации обстрелы были, прилёты артиллерии со стороны Украины на окраину города случались два-три раза в неделю, но в настоящее время гораздо чаще.

Ярослав и его родители — русские. Папа занимается бурением водяных скважин, мама — домохозяйка. У него — паспорт гражданина Российской Федерации. Их частный дом расположен в нескольких километрах от прифронтовой зоны. Восемь лет, с 2014 года, они находятся в ситуации войны. На вопрос «Как можно жить под постоянным огнём?» юноша лишь пожимает плечами: «Привыкли». Поэтому самое сильное впечатление в Великом Новгороде он получил не от исторических памятников, а от того, что здесь не раздаются взрывы. По его признанию, эта тишина словно давит ему на уши:

— Действия со стороны Украины ещё можно было как-то объяснить, когда они обстреливали военную инфраструктуру. Сейчас мне сложно понять. Страдают мирные жители. Недавно во время обстрела пострадали четыре человека, один из них погиб от тяжёлых ранений.

Покинуть Ясиноватую и обосноваться в России его семья никогда не планировала, даже после того как с Ярославом произошла трагедия. Когда ему было 16 лет, во дворе собственного дома он нашёл боеприпас. Мальчик из любопытства его подобрал, и тот сразу разорвался в руке школьника. Те боль и шок Ярослав помнит до сих пор. Особенно серьёзные повреждения у него были с левой стороны тела — глаза, ноги. Потерял кисть руки. «Много чего зацепило. В больнице я лечился четыре месяца. Реабилитации как таковой не было», — сказал он.

Он учится в Донецком университете, планирует стать учителем физики. Я говорю ему, что новгородским школам нужны такие преподаватели. Ярослав тихо отвечает: «Нам тоже».

Довести до серийного производства 

Год назад к Ярославу Гусеву, получившему диагноз «минно-взрывная травма», обратился телеканал RussiaToday с предложением стать героем благотворительного проекта «Дети войны», в рамках которого ему изготовят современный бионический протез. Естественно, юноша согласился, и начался сбор средств.

Пару раз он приезжал в Москву, где ему сделали гипсовый слепок конечности, по которому, учитывая все анатомические особенности, изготовили культиприёмное устройство — часть протеза. А электронной начинкой занялось новгородское инновационное предприятие ООО «Техбионик».

— Основной особенностью наших протезов с микропроцессорным управлением SmartLi, и в частности, того, что получил Ярослав, является то, что они позволяют выполнять несколько видов схватов, могут работать с кроссплатформенным мобильным приложением, — пояснил разработчик, генеральный директор компании Станислав МУРАВЬЁВ. — Также у протеза пальцы разделены на три фаланги, в результате пользователь может анатомически правильно схватить предмет. Сегодня на рынке эти протезы — одни из самых функциональных продуктов, которые наша промышленность может предложить людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Станислав Муравьёв — лауреат премии Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, победитель грантовых конкурсов от Фонда содействия инновациям по программам «УМНИК» и «Старт». Он также получил резидентство в «Сколково», что позволяет ему пользоваться налоговыми льготами.

Изделия компании «Техбионик» дешевле зарубежных аналогов в разы. Кроме того, 95% комплектующих в них — отечественного происхождения. А при поддержке НПО «Квант» их производство встаёт на промышленные рельсы.

— Аппарат с аналогичными характеристиками иностранного производства стоит в среднем 1,5 — 2,5 миллиона рублей. Но предела для их цены не существует. Есть протез и за 6 миллионов, — добавил Станислав.

По его словам, самым сложным для него как автора разработки было довести изготовление протезов до серийного производства, сделать их доступными для обычных людей с различными случаями ампутации и врождёнными аномалиями верхних конечностей:

— У нас в стране многие университеты, кванториумы работают над проектами по изготовлению бионических протезов. Но, как правило, останавливаются на этапе создания прототипов.

Очное знакомство Ярослава со Станиславом произошло в Великом Новгороде. До этого они вели диалог через Интернет. Впрочем, общение между пользователем протеза и разработчиком продолжится и дальше. Учёному из Великого Новгорода надо быть в курсе, как медицинское изделие функционирует, есть ли в нём недостатки и шероховатости. Информация поможет усовершенствовать последующие модели. К слову, интерес к протезам «Техбионика» для детей младшего возраста проявил благотворительный фонд «Доктор Лиза».

* * *

События на Украине показывают, что пациентов с диагнозом «минно-взрывная травма» будет много. Снаряды и боеприпасы могут лежать посреди улицы, на игровых площадках. Они залетают во дворы. В той же Ясиноватой сейчас проводится обезвреживание противопехотных мин, которые ВСУ разбросали с помощью реактивной артиллерии.

Пострадавшим людям потребуются качественная реабилитация и бионические протезы. Станислав Муравьёв по этому поводу не вдаётся в рассуждения, но заявляет лаконично: «Будем работать».

Мария ПЕТРОВА, региональный представитель Фонда содействия инновациям и Фонда «Сколково»:

— Мы наблюдали за всеми этапами становления проекта Станислава и сегодня можем в действии оценить готовый продукт. Разработкой протезов занимаются многие, так как создание комфортной жизни для людей с ОВЗ — тема остросоциальная, но до такого результата доходят единицы. И вот это — заслуга исключительно самого разработчика и его команды. А федеральные институты развития создают условия для людей с такими важными и сложными проектами.

Теги: Великий Новгород, Технобионик, протезы